Закон об инвесторах 2020 г.

 

Закон об инвесторах 2020 г.

Закон о квалифицированных инвесторах 2020 г.

24.07.20 г. Советом Федерации был одобрен принятый в третьем чтении закон «О внесении изменений в ФЗ № 39 от 22.04.96 г. ″О рынке ценных бумаг″». Изменения в данном законе по логике создателей направлены на защиту неопытных инвесторов при работе с финансовыми инструментами на фондовом рынке, а также на повышение степени доверия со стороны населения к бирже. Варианты обсуждались уже давно, основная цель поправок – привлечение частного капитала на биржу. Изменения вступят в силу с апреля 2022 г.

Категории инвесторов

Обновленный закон о квалифицированных инвесторах устанавливает две категории, как было и до изменения в законодательстве:

квалифицированные

неквалифицированные

В категорию неквалифицированных относят всех новичков, не имеющих опыта в торговле финансовыми инструментами. Чтобы защитить таких незнающих людей от денежных потерь, им недоступны операции с некоторыми активами.

К квалифицированным участникам относятся физ. и юр. лица, имеющие опыт работы на бирже. Они могут совершать сделки с любыми активами, без ограничений.

Физические лица

Чтобы получить квалифицированный статус, инвестор должен удовлетворять установленным законом требованиям. На сегодняшний день квалификация инвесторов определяется на основании Указания Банка России от 29.04.15 г. № 3629-У. Физ. лицу следует обратиться к выбранному брокеру и представить подтверждающую документацию. Брокерская компания проверяет представленные документы и выносит решение о включении лица в реестр квал. инвесторов или об отказе во включении в реестр.

Критерии получения статуса для физ. лиц:

  • по суммарным активам – владеть активами на сумму от 6 млн. руб.;
  • по опыту работы – не менее 2- х лет в фирме, совершающей сделки не бирже;
  • по активности – проводить не менее 1 сделки в месяц и от 10 сделок за квартал. Суммарный объем сделок должен быть от 6 млн. руб. за последние 4 квартала;
  • по образованию – диплом о высшем экономическом образовании, аттестат или сертификат, выданные образовательным учреждением, осуществляющим аттестацию в сфере профессиональной деятельности на бирже

Закон о квалификации инвесторов также вносит поправки в ведение реестра, учитывающего их. Ранее каждый брокер вел собственный реестр и при переходе от одной брокерской фирмы в другую клиенту приходилось заново подтверждать свой статус.

Поправки к закону позволяют ввести новый, единый реестр квалифицированных участников рынка. Это позволит инвестору не проходить подтверждение квалификации при смене брокерской компании.

Юридические лица

Квалифицированный статус имеют компании, перечисленные в п.2 ст. 51.2 Федерального закона № 39 – клиринговые фирмы, АИФ, ПИФ, АСВ и т.д.

При этом его также сможет получить юр. лицо, являющееся коммерческим предприятием. Т.е. некоммерческие организации отпадают. Компания, генерирующая прибыль, для получения статуса должна отвечать хотя бы одному из критериев:

  • собственный капитал более 200 млн. руб;
  • совокупная сумма сделок на бирже от 50 млн. руб;
  • выручка более 2 млрд. руб. в год;
  • сумма активов свыше 2 млрд. руб.

С 2022 г. изменится показатель выручки и чистых активов. Минимальный показатель выручки вырастет до 30 млрд., а сумма активов снизится до 700 млн. руб.

Ограничения

Новый закон о категориях инвесторов предусматривает ограничения для неквалифицированных участников. Они не смогут использовать кредитное плечо, открывать короткие позиции и приобретать сложные финансовые инструменты – фьючерсы, опционы, паи закрытых паевых фондов, акции 3-го уровня Московской биржи и др.

неквалифицированные инвесторы

Акции зарубежных компаний будут доступны инвесторам без статуса, если они включены в расчет фондовых индексов. Перечень доступных индексов будет подготовлен Центробанком РФ к началу следующего года.

Закон ограничивает покупку структурных облигаций на бирже, при этом сохраняет право на приобретение полиса ИСЖ, а также структурных продуктов банковских компаний и страховщиков.

Закон о квалифицированных инвесторах также предусматривает ответственность брокера за реализацию актива, к которому у неквалифицированного инвестора нет доступа. Если это произойдет, брокера обяжут выкупить «запрещенные» активы обратно, а также возместить расходы на брокерскую комиссию.

Неквалифицированный инвестор сможет купить:

  1. акции и облигации голубых фишек Мосбиржи;
  2. государственные и муниципальные облигации;
  3. паи биржевых ПИФ;
  4. валюту;
  5. ETF российских провайдеров FinEx и ITIFunds

По новым правилам все инвесторы смогут принимать участие в IPO, если эмитент ценной бумаги котируется на Московской бирже. Если же российский эмитент решит размещаться на иностранной площадке — например на Лондонской бирже — то доступ туда через российских брокеров будет предоставляться только инвестором со статусом.

Как получить доступ к «запрещенным» активам

Закон о категоризации инвесторов оставляет для ″неквалов″ возможность проводить сделки с активами, отсутствующими в перечне разрешенных. Для этого физ. лицу потребуется пройти тест, состоящий из 2-х блоков:

  • самооценка;
  • знание об инструменте

Например, если инвестор захочет приобрести фьючерсы, то ему придется сдать тест на знание именно этого инструмента. Тестирование будет бесплатным.

На сегодняшний день формат тестирования и список вопросов еще не определены. Но предполагается, что ответы на тест должны определить, насколько тестируемое лицо разбирается в данном инструменте и в какой степени может оценить риски совершаемых сделок.

Если инвестор не прошел тестирование, он сможет попытаться сдать тест повторно, получив перед этим комментарии от своего брокера о работе данного инструмента.

лучший защитный актив

Также за клиентом закрепляется право «последнего слова». Т.е. если он не сдал тест, но ему крайне необходимо купить запрещенный ему инструмент, он может сделать это, соблюдая ряд требований:

  1. брокер должен письменно уведомить клиента обо всех возможных рисках, связанных с активом, а инвестор дать свое письменное согласие на принимаемые риски. Таким образом, брокер полностью освобождается от ответственности за финансовые потери клиента;
  2. сумма сделки ограничена 100 тыс. руб. или 1 лотом, если стоимость лота больше ограничительной суммы.

Закон не имеет обратной силы

В международной практике существует принцип охраны интересов инвесторов от изменений в законодательстве по вопросам обращения активов на бирже. Их также называют «дедушкины оговорки».

Смысл таких «оговорок» заключаются в том, что новый закон о категоризации инвесторов не отменяет и не изменяет сделки, заключенные до его принятия. Т.е. если неквалифицированный участник рынка владеет «запрещенным» активом и приобрел его до изменения в законодательстве, то никто не вправе забрать у него данный актив.

оговорки в законе о квалифицированных инвесторах

Закон включает в себя следующие оговорки:

  1. зарубежные бумаги, торгующиеся на бирже до внесения изменения в законодательство и не соответствующие новым требованиям, продолжат находиться в обороте;
  2. инвесторы, ранее признанные квалифицированными, сохранят свой статус;
  3. инвесторы без статуса, владеющие «запрещенными» активами, могут после внесения поправок проводить с ними сделки без прохождения тестирования

Таким образом, изменения в законе о категориях инвесторов направлены главным образом на новичков фондового рынка. Для физ. и юр. лиц, уже торгующих на бирже, кардинально ничего не поменяется.

Комментарии по поводу изменений

Изменения в законодательстве о категориях инвесторов получили различные отзывы, некоторые из которых приведены ниже.

Мнение главы Госдумы по фин. рынку А. Аксакова:

Президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков считает, что

Заместитель генерального директора «Открытие Брокер» А. Салащенко также высказался о новом законе о квалификации инвесторов:

Президент Национальной финансовой ассоциации Василий Заблоцкий:

Мое мнение

Закон по отношению к неквалифицированным инвесторам выглядит как компромисс законодателей с индустрией, сдвинутый в сторону индустрии. Наилучшее описание: «нельзя, но если хочется, то можно». Т.е. с одной стороны неопытный участник рынка будет формально защищен от инструментов с высоким риском, но с другой обойти ограничения видимо будет нетрудно. К тому же стоит ожидать лояльного отношения брокера вплоть до конкретной помощи в прохождении теста — сделки клиента в его интересах.

Плюсом выглядит то, что законодатели не стали препятствовать россиянам открывать зарубежные брокерские счета, ограничившись более строгой отчетностью по ним. В результате российский инвестор может как покупать биржевые ПИФы и ряд ETF на Московской бирже через российских посредников, так и идти за более широким набором биржевых фондов к иностранному брокеру. В целом закон кажется мне вполне разумным, поскольку ответственность за финансовое образование в первую очередь лежит на самом инвесторе, а не на ком-то еще.

Законопроект Минфина о регулировании криптовалют в России

18 февраля Министерство финансов РФ внесло в правительство законопроект «О цифровой валюте», в котором представлена модель регулирования криптовалют в стране. Текста документа все еще нет в открытом доступе, но он есть в распоряжении нашей редакции. Тем не менее проект уже находится на стадии публичного обсуждения, которое продлится до 18 марта. В связи с этим мы вместе с экспертами решили разобраться в основных положениях закона, который должен вступить в силу 1 января 2023 года. Также мы узнали, как его принятие может изменить крипторынок России и как это отразится на простых держателях криптовалют.

Предыстория: как формировался законопроект Минфина

Напомним, что в России с января 2021 года действует «Закон о цифровых финансовых активах» (Закон о ЦФА). Он признает криптовалюты имуществом, разрешает их оборот, но запрещает их использование в качестве платежного средства за товары, работы и услуги на территории России. Регулирование этого сектора отдано Банку России. Однако за рамками закона о ЦФА остались конкретные нормы регулирования торговли криптовалютами, использование зарубежных криптобирж, майнинг и прочее.

В конце февраля этого года Центробанк выступил с предложением полностью запретить выпуск, оборот и майнинг цифровых активов на территории страны, обосновав свой подход повышенными рисками для граждан и экономики страны. Однако позицию регулятора не поддержало ни одно из правительственных ведомств — против тотального запрета криптосектора выступила даже Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

В результате Министерство финансов спешно подготовило свою версию регулирования крипторынка, в которой изложило концепцию механизмов организации оборота цифровых валют. 8 февраля эта концепция получила одобрение со стороны правительства. Если кратко, то она предполагает регулирование криптовалют без их запрета — ведь, как заявил министр финансов Антон Силуанов, запрещать криптовалюты — это все равно что запрещать интернет. Его ведомство считает, что отсутствие регулирования сектора или его запрет приведут лишь к росту серого рынка и мошенничества, а также лишит бюджет дополнительных налогов.

Таким образом, 18 февраля Минфин представил правительству текст законопроекта о регулировании криптосектора. Всего ведомство подготовило два законопроекта: «О цифровой валюте» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О цифровой валюте”». Первый документ — это самостоятельный законопроект, а второй лишь предусматривает поправки в Закон о ЦФА. Ниже мы детально рассмотрим положения законопроекта «О цифровой валюте».

Криптовалютные биржи и обменники

В новом законопроекте Минфин предлагает признать криптовалюты, вроде биткоина и эфира, инвестиционными инструментами, однако по-прежнему запрещает их использование в качестве платежного средства — расплатиться за товары или услуги криптовалютой нельзя.

В рамках предложенного закона торговать криптовалютой можно будет только на лицензированных криптобиржах и обменниках. В документы первые названы как операторы цифровой торговой платформы, а вторые как операторы обмена цифровой валюты. К ним предъявляются строгие требования, среди которых:

  • обязательная регистрация в качестве юридического лица(ООО или АО);
  • соблюдение требований антиотмывочного законодательства;
  • наличие минимального размера уставного капитала: для биржи от 100 млн ₽, для обменника — от 50 млн ₽;
  • обязательная регистрация в специальном реестре;
  • получение специальной лицензии финансового регулятора (не указано какого и неясно, имеется ли ввиду Центробанк или другое ведомство). При этом лицензия бессрочная, но может быть отозвана за нарушение требований законодательства;
  • согласование правил обмена цифровых валют с уполномоченным органом (не определены);
  • наличие счета в российском банке.

Согласно предложенному законопроекту криптобиржи и обменники также будут обязаны:

  • информировать клиентов о рисках вложений в криптоактивы;
  • идентифицировать клиентов (проводить KYC-проверку);
  • вести бессрочные реестры пользователей с адресом-идентификатором каждого владельца криптоактивов и истории их сделок;
  • разделять собственные криптовалютные и фиатные средства и средства клиентов, при этом фиатные деньги клиентов надо держать на счете в российском банке и вести их учет;
  • вести отчетность и проходить аудит;
  • создать систему управления рисками и оценивать проведение транзакций с учетом уровня риска клиента и страны его проживания;
  • страховать финансовые риски клиентов;
  • отслеживать криптотранзакции на предмет связи с адресами преступников, а также сообщать о подозрительных транзакциях в Росфинмониторинг;
  • предоставлять клиентам справки для подачи в налоговую;
  • не рекламировать криптовалюты и криптопроекты.

Клиенты бирж и обменников могут вносить и выводить деньги только через российские банковские счета. Это создает двухэтапную верификацию пользователя: сначала при открытии счета в банке, затем через аккаунт на бирже или в обменнике.

Чтобы работать в России, иностранные криптобиржи и обменники также должны соблюдать ряд требований. А именно:

  • быть регулируемыми;
  • работать с юрисдикцией, предусматривающей обмен финансовой информацией о транзакциях клиентов (в офшорах);
  • иметь представительство в РФ.

В документе сказано, что торговать криптовалютами на территории России можно будет только через лицензированные криптобиржи и обменники. Здесь неясно, что именно имели ввиду авторы законопроекта: полный запрет на частные сделки между гражданами за пределами этих площадок или же запрет на работу нелицензированных криптоплощадок.

Мария Аграновская, управляющий партнер адвокатской конторы «Град», в комментариях Media SIGEN.pro отметила, что в первом случае законопроект ограничивает право граждан на передачу собственного имущества (каковым признаны криптовалюты): у граждан должно быть право передавать свои криптовалюты любым законным способом, а не только через конкретные платформы. Например, криптопользователь должен иметь право по желанию передать свои монеты, хранящиеся на аппаратном кошельке, любому другому лицу.

За рамками законопроекта остался выпуск криптовалют — не указано, кто и на каких условиях может быть эмитентом децентрализованных криптовалют.

Регулятор

Регулировать криптосектор и деятельность бирж и обменников будет уполномоченный орган. Но какой именно, в законопроекте не сказано — определить его должно правительство. Вероятно, таким органом будет либо Минфин, либо Росфинмониторинг.

Этот регулятор будет отвечать за лицензирование и соблюдение операторами требований закона. Также он сможет вводить ограничения на сделки с конкретными криптовалютами.

В случае выявления нарушений регулятор сможет замораживать торги на площадке на срок до 6 месяцев. Примечательно, что в законопроекте отдельно подчеркнуто, что сотрудники регулятора могут в любой момент нагрянуть с проверкой в офис криптобиржи или обменника, а также связанных с ними компаний.

Ограничения для инвесторов

Торговать криптовалютами можно будет только с использованием сертифицированных электронных кошельков, открытых на лицензированной криптобирже или обменнике. Механизм сертификации в законопроекте не прописан — вероятно, для этого понадобится отдельный подзаконный акт.

При этом перед покупкой криптовалют пользователи будут обязаны проходить специальное онлайн-тестирование на уровень понимания рисков вложений в цифровые активы. Конкретные вопросы и порядок проведения теста будут определены в отдельном подзаконном акте.

Неквалифицированные инвесторы, которые прошли тестирование, смогут покупать криптовалюты на сумму 600 000 ₽ в год. Те, кто не пройдет тестирование, смогут инвестировать лишь 50 000 ₽ в год. А вот для квалификационных инвесторов и юрлиц лимитов на покупку нет.

Среди дополнительных инструментов защиты инвесторов — возможность оспорить транзакцию через суд в течение полугода после ее совершения. Как это будет реализовано с учетом необратимости операций в блокчейне — неясно.

Майнинг криптовалют

В законопроекте Минфина впервые даются определения майнинга, майнингового пула и дата-центра, а сам процесс майнинга признается предпринимательской деятельностью.

«Домашние» майнеры (то есть физлица) должны регистрироваться в качестве ИП, за исключением случаев, когда их ферма не превышает лимитов энергопотребления, которые должны быть установлены правительством. Владеть дата-центрами могут лишь российский юрлица, включенные в специальный реестр. Юрлица и ИП могут заниматься майнингом только после регистрации в специальном реестре. Его будет вести уполномоченный орган, определенный правительством. При этом законопроект обязывает майнеров сообщать о добытых монетах налоговой.

В тексте документа регулированию майнинга посвящена лишь одна статья. Вероятно, для регулирования этого сектора примут отдельный закон. Так, например, за рамками нынешнего законопроекта остались вопросы налогообложения майнеров.

Мнения экспертов о законопроекте

Мы решили поговорить с юристами и участниками крипторынка о том, как они относятся к данному законопроекту и что думают о его влиянии на отрасль.

«Предложения Минфина — это маленький шаг вперед к регулированию криптовалют в стране. Он вносит некоторые определения и понятия и создает базу для регулирования. В первую очередь создаются правила для крупных участников рынка», — считает Станислав Акулинкин, финансовый директор EMCD, крупнейшего майнинг-пула в Восточной Европе.

Предложенный законопроект похож на регулирование брокерской деятельности: реестры, требования к размеру капитала, отчетности и аудиту, лицензии, тестирование инвесторов — все это уже есть на традиционном финансовом рынке, отмечает он. Это попытка встроить криптоплатформы в банковскую систему.

«Это весьма жесткие требования и указывают на пенитенциарный [направленный на наказание — прим. редакции Media SIGEN․pro] уклон законопроекта, который вряд ли решит задачи участников крипторынка на текущем этапе его развития», — замечает Акулинкин.

Андрей Тугарин, управляющий партнер юридической фирмы GMT Legal, также считает, что логика и смысл статей законопроекта выстраиваются на том, что было доступно и раньше, а не на новых современных подходах: «Предложенные в документе требования по регистрации блокчейн-компаний перенасыщены бюрократией (очень уж много реестров необходимо содержать), но реально исполнимы». Юрист отмечает, что в документе много пробелов в регулировании, но в целом это, безусловно, шаг вперед.

«Однако текст документа достаточно тяжелый для восприятия, и всему криптосообществу будет сложно оценить его суть без юридической подготовки», — замечает Тугарин.

Василий Кудрин, партнер HLB Russian Group, считает, что Минфин занял в целом осторожную и рациональную позицию, но законопроект — это не шаг вперед, а, скорее, возможность не сделать слишком много шагов назад — «в сторону экономического и технологического средневековья». Поэтому документ не сильно соответствует истинным ожиданиям криптосообщества, которое вообще уже не пытается влиять на законодательный процесс.

«Рынок криптовалют ушел настолько далеко вперед, что его участники уже давно не ожидают большой поддержки от регуляторов и государственных органов», — считает юрист.

Как принятие законопроекта скажется на российском крипторынке

Минфин полагает, что принятие законопроекта выведет российский крипторынок из тени, нивелирует все негативные стороны оборота криптовалют, позволит криптопредпринимателям работать полностью легально и защитит права инвесторов.

По оценкам министерства, россиянами открыто более 12 млн криптокошельков, на которых находится более $2 трлн рублей. Полноценное регулирование крипторынка будет приносить ежегодно несколько миллиардов долларов в виде налогов.

Однако такая позиция Минфина кажется слишком оптимистичной — на самом деле законопроект не делает рынок более привлекательным для инвесторов. Ведь принятие законопроекта в нынешнем виде не предоставляет участникам рынка никакой мотивации для легализации деятельности. Напротив, это порождает для них лишь дополнительные риски — если регулятору что-то не понравится, монеты в кошельке инвестора будут заморожены.

«Нынешние криптопользователи уже находятся на этом рынке и пришли на него, не дожидаясь регуляции. Для них законопроект вносит дополнительные правила и ограничения, которые им довольно сложно будет исполнять», — замечает Станислав Акулинкин.

Вероятно, многие криптопользователи, которые хотят инвестировать в криптовалюты легально, будут стараться получить статус квалифицированного инвестора, так как ограничение в 600 000 ₽ в год — это очень незначительный лимит. Но для этого у инвестора должно быть на счету от 6 млн рублей — уже немаленькая сумма.

Получается, середняки, то есть те, кто вложил от 600 000 ₽ до 6 000 000 ₽, оказываются «за бортом» — а это значительный процент всех криптоинвесторов в стране. Все, кто не сможет получить статус квалифицированного инвестора, будут вынуждены продолжать обращаться к серым обменникам. Или, как вариант, инвесторы просто зарегистрируют суммы до 50 000 ₽ или 600 000 ₽, а остальное оставят в тени. Но подавляющее большинство предпочтет не раскрывать информацию об инвестициях в криптовалюты, чтобы не привлекать внимания.

Сам по себе порог для инвестиций — отличный способ защитить инвесторов. Но если он неверно оценен, то эффект будет противоположный — инвесторы будут вынуждены избегать регулируемых площадок.

Очереди на лицензирование криптоплощадок тоже вряд ли будут — на предложенных условиях не стоит ждать массового притока клиентов. Множество требований и ограничений вынуждает инвесторов использовать только зарубежные площадки.

Но и тут могут быть проблемы из-за необходимости иностранным биржам получать лицензию в России, считает Виктор Дорохов, эксперт программы:

«Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН. «Binance, самая ликвидная биржа на рынке, зарегистрирована на Каймановых островах и отличается не самой прозрачной деятельностью. Встанет выбор: усилия и инвестиции в поиск юридического решения либо уход с рынка РФ. Последнее маловероятно, так как, по некоторым данным, совокупный оборот торгов в России в 2021 году составил около 350 млрд рублей. Поэтому могут последовать временные неудобства для пользователей в виде просьбы со стороны биржи вывести средства, как это было с гражданами Белоруссии, США и т.д.», — заключает Дорохов.

Станислав Акулинкин считает, что реализация законопроекта в нынешнем виде может привлечь на рынок крупных игроков:

«Предложенные нормы смогут исполнять в основном крупные организации. А это в перспективе поможет упростить доступ к крипторынку для российских граждан, пока еще слабо вовлеченных в криптоиндустрию. Иными словами, законопроект приглашает на крипторынок институциональных игроков».

При этом, что касается регулирования криптовалют, то очень важно, чтобы банкам позволили оказывать полноценные услуги по хранению криптовалют, тем более что российские банки сами стремятся конкурировать с криптобиржами. Вот это действительно в значительной степени повысило бы безопасность вложений в криптовалюты для обычного пользователя по сравнению с криптобиржами и горячими кошельками.

Андрей Тугарин считает, что реализация законопроекта Минфина может привести к всплеску регистраций майнинговых компаний и обменников — многие участники этих рынков, полагает юрист, с охотой будут соблюдать требования закона, чтобы и далее развивать свой бизнес. А вот «с криптобиржами ситуация посложнее из-за наличия гигантской конкуренции».

Василий Кудрин полагает, что законопроект Минфина не сильно отразиться на крипторынке РФ, потому что он:

«и так функционирует в рамках действующего правового поля, просто в реальности, непонятной регулятору, исключающей влияние различных барьеров и границ, установленных государствами. Индустрия живет по своим экономическим законам, на которые уже сильно не действует активность регуляторов. В последнее время, наоборот, нередко излишнее давление или внимание регуляторов приводит к бурному росту рынка цифровых финансовых активов».

Опасность чрезмерного регулирования отрасли в стране

Пока предложения Минфина — это лишь один из законопроектов, который совсем не обязательно будет принят в его нынешнем виде. Напомним, что в конце февраля Центробанк предложил полностью запретить выпуск, оборот и майнинг цифровых активов на территории РФ, а также ввести штрафы за нарушение этих запретов, обосновав свой подход повышенными рисками для граждан.

Однако позицию регулятора не поддержало ни одно из правительственных ведомств, против тотального запрета сектора также выступила ФСБ. Разногласия между двумя подходами должно разрешить правительство. Возможно, итоговое регулирование окажется компромиссом между предложениями ЦБ и Минфина.

Мы неоднократно писали, что российский крипторынок готов к регулированию и его крупные игроки стремятся к нему. Российские криптовалютные компании и инвесторы — одни из основных игроков этого сектора в мире. У страны есть шанс стать одной из лучших юрисдикций для криптовалют, но, к сожалению, она рискует его упустить. Планируемые ограничения могут оказаться настолько строгими, что держателям криптовалют будет проще либо отказаться от них (что маловероятно), либо уйти в серый рынок.

Надеемся, что в споре между ЦБ и Минфином вверх возьмет министерство и итоговое регулирование окажется менее строгим, чем предложенное.

Источник https://investprofit.info/investors-law-2020/

Источник https://media.sigen.pro/regulation/9780

Источник