Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции

 

Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции

Первая попытка ФЗ узаконить участие инвестиций от заграничного капитала была предпринята в России в 1991 г. Она была направлена на решение вполне конкретных задач. Сейчас специалисты оценивают акты того времени, как имеющие целью упростить ввод-вывод нелегальных средств. В более привычном виде ФЗ «Об иностранных инвестициях» появился только в 1999 г. Последние же изменения в «Иностранные вклады» были внесены 31.05.18.

ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Регулируемые иностранные отношения и основные понятия

ФЗ«Об иностранных инвестициях в РФ» гарантирует права для инвестиций заграничных вкладчиков в РФ, условия их работы. В акте отмечено, что он направлен не только на привлечение, но и качественное применение ресурсов внутренней экономики. А именно: денег, технологий, инновационного опыт.

Отношениям, регулирующим акт ФЗ и его понятия, посвящены первые две статьи документа:

  1. ФЗ для иностранного капитала не действителен для инвестиций банковской и страховой сферы, порядка регистрации, работы и ликвидации фирм соответствующей направленности, исключая строго оговорённые ситуации.
  2. Не подпадают под ФЗ и инвестиции некоммерческих структур, если работа их является полезной для общества. Например, научно-образовательная, религиозная или благотворительная деятельность.
  3. Также документ не действует в отношении резидентов территорий, имеющих статус особых экономзон и ведущих туристскую, производственную, внедренческую работу.
  4. Под владельцем инвестиций в ФЗ понимается иностранное юрлицо. Его правоспособность должна подтверждаться юрисдикцией, где создана компания. Это касается и организаций, без статуса юрлица и граждан. Исключения составляют зарубежные компании, контролируемые россиянами. Инвестиции может делать и государство.
  5. Инвестиция — капитал, самостоятельно вкладываемый субъектом в объект юрисдикции РФ. Это могут быть ЦБ, права имущественного характера, интеллектуальная собственность.
  6. Инвестиция обычно прямая. Она должна заключаться в приобретении доли в компании, финпотоки в основные фонды, участие в лизинговых контрактах.
  7. Проект — подразумевает ТЭО целесообразности заявленной деятельности, подтверждённое сметными документами. В нем указывается временной период инвестиции.
  8. Приоритетный проект предполагает вложение в рублях не меньше 1 миллиарда либо же вклад в УК не меньше 0,1 миллиарда.
  9. Срок окупаемости по ФЗ определяется как время с первого дня реального финансирования до получения чистой прибыли (с учётом всех обязательных отчислений).

Здесь вводится понятие контролируемого лица. Это организация, находящаяся в собственности гражданина РФ. Либо же гражданин вправе принимать в ней руководящие вердикты. Этот субъект и становится лицом контролирующим.

Права и гарантии: особенности работы с иностранными вкладчиками

Стандарты ФЗ«Об иностранных инвестициях» декларируют права владельцев инвестиций, компаний зарубежных вкладчиков, пользователей доходной части. Отмечено, зарубежный представитель может рассчитывать на равные с отечественными фирмами условия. Исключения из общего правила оговорены отдельно.

Различия структур и общие правила ФЗ для иностранных контрагентов

Акт ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» декларирует различия в правах между инвесторами, их филиалами, дочерними компаниями. Такой подход ФЗ объясняется тем, что организации разной формы имеют отличающиеся уровни ответственности. Об этом говорится в четвертой статье акта. Далее, для инвесторов устанавливаются общие гарантии.

Положения ФЗ об иностранных вкладах гласят:

Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции

  1. Ограничительные изъятия по ФЗ допустимы в интересах защиты конституционного порядка, безопасности, а также обороны России. Либо же имеют цели оберегания нравственности, правовых интересов граждан и их здоровья.
  2. Иностранный инвестор, работающий на коммерческой основе, отвечает по принятым обязательствам, может осуществлять деятельность через дочерние структуры или представительство. Указанные подразделения должны иметь аккредитацию установленного стандарта.
  3. Филиалы фирмы с зарубежными фининвестициями не вправе пользоваться особыми режимами по защите, льготам или гарантиям. Зато это вправе получать вкладчик, участвующий в УК.
  4. Компания РФ по ФЗ облекается особым статусом, когда официально принимает инвестора.
  5. Владелец инвестиций вправе делегировать свои юрправа и обязанности иному лицу в рамках, установленных ГК РФ. Кроме этого, передача прав становится обязанностью, если такое решение вынес суд.
  6. В том случае, когда зарубежная юрисдикция оплачивает гарантии, адресованные владельцу иностранных инвестиций и эта юрисдикция получает права вкладчика, то уступка такого требования отвечает ноте закона.
  7. Имущество вкладчика по ФЗ недопустимо изымать принудительно, если только момент не оговорён в контракте или законодательном акте.
  8. Реквизиция, а также национализация сопровождается компенсацией владельцу инвестиций стоимости имущества. Когда обстоятельства изменяются, вкладчик по суду вправе добиться возврата. Тогда он должен будет вернуть компенсацию за имущество.

Льготы инвестициям определяются исходя из интересов развития государства. В первую очередь, речь в ФЗ идёт о социальных и экономических направлениях деятельности. Чтобы получить преференции, необходимо доказать пользу, которую приносит деятельность.

Стабильность и санкции для иностранных участников

Гарантиям посвящено большое число статей Закона 160 ФЗ (в частности, это также шестая и девятая). Серьёзный подход говорит о заинтересованности государства в привлечении в страну реальных инвестиций. Но России нужны серьёзные международные игроки. Поэтому здесь же указывается и на санкции, которые будут применены в случае нарушений.

Закон 160-ФЗ Об иностранных инвестициях

Иностранному капиталу необходимо знать:

  1. В том случае, когда на иностранный капитал растёт налоговая нагрузка (из-за изменения законов, повышения сборов), инвестор по ФЗ вправе рассчитывать на работу по критериям, существовавшим ранее. Его деятельность при этом должна быть признана целевой, направленной на приоритетные бизнес-проекты.
  2. Стабильность гарантируется на время пока инвестпроект окупается. Но этот период ограничен семью годами с момента финансирования. Дифференцировать временной лимит имеет право Правительство РФ.
  3. Семилетний срок продлевается ФЗ в исключительных обстоятельствах. Это возможно в рамках крупных производственных и логистических бизнес-проектов
  4. Правительство оценивает работу владельца инвестиций, основываясь на анализе поступления взносов федуровня, действующего режима ограничений.
  5. Также оно утверждает порядок работы с первоочередными инвестпроектами, начиная с их регистрации; контролирует их исполнение, соблюдение установленных сроков.
  6. Неисполнение иностранным участником рынка обязательств по инвестициям влечёт санкцию в виде лишения льгот. Более того, разница, которая не уплачена в льготный период, взыскивается в бюджет.
  7. Сделки, осуществляемые иностранными государствами, международными структурами или подконтрольными компаниями, в результате которых игрокам отходит более четверти УК фирмы, контролирующих его голосов, должны предварительно согласовываться. Такой же подход ФЗ применяется и в том случае, когда заграничные инвесторы могут получить косвенный контроль над блокирующим пакетом акций.
  8. Предварительное согласование должен получить и иностранный инвестор, вкладывающийся в производство, которое может иметь стратегическую важность для безопасности РФ, обороны. В отношении этого пункта инвестором признается и россиянин, имеющий двойное гражданство.

Санкции для инвестиций могут быть и более существенными. Жёсткость их зависит от серьёзности и количества нарушений. Но в целом они мало чем отличаются от тех, которые грозят обычно российским игрокам рынка.

Тонкости открытия иностранных филиалов

В ФЗ 160 об иностранных инвестициях особое внимание уделено филиалам инвесторов; особенно тем из них, которые ведут деятельность в области авиации. Это как раз та отрасль, которая является стратегической. Негативные процессы в ней несут реальную угрозу безопасности России и её граждан.

Правила и особенности деятельности иностранных филиалов прописаны в ст. 21 документа:

  1. Филиал открывается в РФ и прекращает работу по решению инвестора.
  2. Госконтроль за созданием такого подразделения ведётся через процедуру аккредитации. Она осуществляется уполномоченным на то Правительством РФ органом федуровня. Все последующие решения по инвестициям (изменения, закрытие) принимаются этой же властной структурой.
  3. В течение года после решения создать представительство, открыть дочернее подразделение, финвкладчик должен по ФЗ оформить спецзаявление. Этот документ должен включать и данные о числе иностранных работников, задействованных в России. Данные о сотрудниках обязательно заверяются Торгово-Промышленной палатой РФ.
  4. Аккредитация от ФЗ иностранному подразделению или представительству, работающего в гражданской авиации, выдаётся, если предоставлен полный пакет документов, когда не превышен срок их подачи.
  5. Также аккредитация не будет произведена в том случае, если бумаги оформлены не по стандарту.
  6. Не получит от ФЗ разрешения инвестор, если в его учредительных и иных бумагах будут выявлены ложные данные.
  7. Разрешение иностранному капиталу не будет выдано, если цели образования филиала будут признаны противоречащими Конституции РФ, иному акту РФ, международным нормам.
  8. Нельзя будет открыть подструктуру, если цели её будут угрожать суверенитету, нацинтересам, территориальной независимости и неприкосновенности РФ.

Открытые дочерние структуры по ФЗ должны неукоснительно блюсти законы РФ. При выявлении грубых нарушений деятельность их может быть прекращена решениями органов РФ.

Принципы госполитики относительно иностранных инвестиций

Важные положения ФЗ 160 публикуются в ст. 23. Они касаются госполитики относительно инвестиций. Речь здесь идёт и о разработке подходов к ней, и о непосредственной реализации Правительством РФ поставленных задач по международному сотрудничеству.

Согласно ст. 23 документа Правительство России решает такие задачи иностранных вкладчиков:

  1. ФЗ анализирует целесообразность для иностранных вкладчиков запретов, ограничений, которые связаны с зарубежными инвестициями; готовит законопроекты с перечнями таких санкций.
  2. Устанавливает контрольные меры в отношении работы зарубежных партнёров на территории РФ.
  3. Определяет реестр первоочередных иностранных бизнес-проектов.
  4. Обеспечивает внедрение программ федуровня для привлечения инвестиций.
  5. Работает над привлечением инвестзаймов для финансирования фонда развития РФ.
  6. Взаимодействует с регионами РФ в отношении развития международного партнёрства в плоскости иностранных инвестиций.
  7. Контролирует предварительный этап и подписание инвестсоглашений с зарубежными партнёрами о запуске крупномасштабных бизнес-проектов.

Также ФЗ Правительства России контролирует оформление и подписание международных контрактов по инвестзащите.

Новая версия 160 ФЗ придаёт международному финсотрудничеству и программам инвестиций новые принципы. Они направлены на укрепление национальной валюты — рубля, повышение престижа России в целом. Даже международные специалисты отмечают, что это акт уважающего себя государства.

Вы планируете построить работу с инвестициями иностранного партнёра?

Правовой режим иностранных инвестиций

Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.

Купюры разных стран мираПо заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.

Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.

Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования

Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.

Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.

Иностранные купюры и монетыНаибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.

Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.

Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.

В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.

Пазл в виде глобусаНе будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.

В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.

Законодательная база РФ по иностранным инвестициям

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности", а также ФЗ "Об иностранных инвестициях", которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Правовое урегулирование зарубежных инвестиций Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.

Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

  • Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
  • Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
  • Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
  • Английская газета и денежные купюрыГарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
  • Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
  • Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
  • Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
  • Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
  • Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.

Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.

Источник https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/fz-ob-inostrannyh-investiciyah

Источник https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/pravovoj-rezhim-inostrannyh-investicij.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *