Франшиза для; ИП

 

Франшиза для ИП

Елена Космакова

Франшиза помогает избежать традиционных ошибок, которые совершают начинающие ИП, и вместо них совершить ошибки начинающего франчайзи. В статье расскажем, как работает франшиза, как и где ее выбирать и при этом все-таки снизить риски еще до запуска дела.

Что такое франшиза и как она работает

Представим: предприниматель №1 создал эффективный бизнес и готов продавать свой опыт, а предприниматель №2 хочет получить рабочую бизнес-схему, чтобы меньше рисковать на старте. Чтобы второй ИП начал работать по модели первого, он покупает право на это — берет в долгосрочную аренду бизнес-модель, то есть покупает франшизу. Это позволяет использовать бренд, отточенные технологии, бизнес-процессы и архив знаний.

Владелец бизнеса, продающий модель, называется франчайзером. Он получает первоначальный взнос и роялти — регулярные выплаты из дохода нового предпринимателя. Покупателя франшизы называют франчайзи.

Можно купить франшизу у другого предпринимателя или коммерческой организации. Для покупки франшизы придется зарегистрировать ИП или организацию.

Плюсы покупки франшизы

Франшиза для; ИП

Если вы покупаете успешную франшизу, риски провалиться на старте гораздо ниже. Владелец уже “обкатал” бизнес и нашел решения для сложных вопросов. Так что франчайзи получает готовую систему: бренд, управленческие процессы, лояльных покупателей, модель производства, снабжения и список выгодных поставщиков. Часто в правила франшизы входит обучение персонала, подготовка маркетинговой стратегии и даже бизнес-плана.

В каждом отдельном случае наполнение франшизы отличается: некоторые владельцы требуют следовать их модели вплоть до цвета салфеток на столах, другие передают только “базовые настройки”. Скажем, в сети “Додо-пицца” для всех франчайзи есть единая рецептура и даже схема раскладки помидор и колбасок на круге теста.

Для продажи франшизы владелец “упаковывает” все нужные инструкции и знания, технологии и методы в пособие для франчайзи. Это называется “франчайзинговый пакет”, он становится практичным учебником для предпринимателя.

Если кратко перечислить преимущества франшизы, это будут:

  • низкие риски;
  • готовый узнаваемый бренд;
  • быстрый выход на окупаемость;
  • готовые разработки: фирменный стиль, маркетинговые материалы и пр.;
  • поддержка на старте.

Минусы франшизы

Покупая франшизу, предприниматель теряет свободу действий. Владелец будет контролировать вас, а договор франшизы регламентирует большинство действий и решений. Ограничен выбор поставщиков и оборудования, каналы рекламы, даже темпы развития или участие в общественных проектах. Франчайзи не может внедрять свои стратегии и креативные решения. Так что не все готовы развивать свое дело, когда нельзя поменять даже цвет стен в помещении.

Владелец следит за репутацией бренда, а значит заинтересован в качестве работы франчайзи. Он диктует уровень сервиса и требования к качеству товаров или услуг. Если франчайзи не выполняет условия, договор могут расторгнуть. А еще франчайзеры часто защищают свои интересы через запрет на открытие похожего бизнеса. Так что у “арендатора” бизнес-модели не получится изучить процесс, а потом отказаться от “аренды” и работать самостоятельно.

Договор франшизы предписывает даже темпы работы, и франчайзи не может выбирать комфортный ему режим. У него есть строгий план на пару лет, которому нужно следовать, он должен отчитываться о достижениях и сроках, чтобы сохранить лицензию. Все это создает еще и ограничения для роста. Франчайзи не может сам строить стратегию развития и масштабировать бизнес, привлекать креативных специалистов и обещать им интересные задачи и карьерный рост.

Вот вкратце основные минусы покупки франшизы:

  • строгий контроль;
  • ограничение самостоятельности;
  • быстрый темп работы;
  • пределы роста.

Расходы при покупке франшизы

Прежде всего, траты включают первоначальный взнос (его еще называют паушальным) и регулярные выплаты — роялти.

Первоначальный взнос должен компенсировать расходы франчайзера на запуск новой точки: консультации, обучение персонала, разработку маркетинговой стратегии и бизнес-плана. Величину взноса франчайзер устанавливает сам. Когда вы читаете о сроках окупаемости франшиз, то чаще всего речь идет именно о возврате паушального взноса. Но кроме него у франчайзи масса других расходов.

Регулярные выплаты — “абонентская плата” франшизы — компенсируют поддержку бизнес-модели. Обычно это 5-10% от оборота новой точки или фиксированная сумма.

Кроме этих платежей предпринимателю придется платить за запуск бизнеса: аренду и ремонт помещения, оборудование и инструменты, обучение и тренинги, закупку необходимых товаров. А еще это зарплата персоналу, рекламный бюджет и другие текущие траты.

Риски при покупке франшизы

Любой бизнес связан с рисками, но в случае с франшизой обращайте внимание на такие моменты, чтобы обезопасить себя:

  • Особые условия договора. Неопытный предприниматель может не увидеть рисков в некоторых требованиях договора франшизы. Лучше проконсультироваться с опытным бизнесменом.
  • Недооценка сложностей. Требования договора могут оказаться слишком жесткими, и предпринимателю сложно будет найти нужное помещение или обучаемый персонал.
  • Непредсказуемость франчайзера. Если франчайзер решить свернуть головной бизнес или увести его с местного рынка, откажется продлевать договор или изменит условия — у франчайзи будут явные сложности. Чтобы их предотвратить, покажите договор юристу и убедитесь, что в этом плане вы защищены.
  • Непредсказуемость рынка. Даже при хорошей поддержке успех не гарантирован. Если бизнес-модель отлично показала себя в столице, она может не сработать в провинции или национальной республике.
  • Недостаточная поддержка. Может оказаться, что регулярная поддержка от франчайзи в договоре описана очень туманно, а затем выясняется, что это два часа консультаций в месяц.
  • Конкуренция между франчайзи. Изучите вашу территорию: возможно, на ней уже работают конкуренты, и за клиентов придется бороться. Особенно это важно для продажи услуг или онлайн сервисов, если головная компания не ограничивает географию работы каждого франчайзи.

Что еще учесть при выборе франшизы

Изучите спрос на своей территории, интерес покупателей и их платежеспособность. Оцените свои ресурсы и силы, которые можете вложить в дело.

Сравните предложения по разным франшизам, запросите образцы договоров и проконсультируйтесь у юриста. Узнайте контакты франчайзи, которые работают больше года в городах, похожих на ваш, и спросите их о помощи от головной организации. Запросите свидетельство о регистрации товарного знака. Если у компании знак не зарегистрирован — это должно вас насторожить.

Чтобы не думать об учете, зарплате и отчетности во время работы, подключите удобный веб-сервис для небольшого бизнеса — например, Контур.Бухгалтерию. Сервис автоматизирует рутинные бухгалтерские задачи, напомнит о платежах и отчетах, рассчитает налоги и создаст управленческие отчеты. Все новички бесплатно работают в системе 14 дней.

Источник https://www.b-kontur.ru/enquiry/919-franshiza-dlya-ip

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *