Мини-каско против франшизы: как безопасно сэкономить на страховке автомобиля

 

Мини-каско против франшизы: как безопасно сэкономить на страховке автомобиля

Ольга Котенева, руководитель направления страхового контента Банки.ру

За I квартал 2021 года продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих транспортных средств в России снизились на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (на 11 196 проданных единиц меньше — до 387 322 единиц), говорится в отчете комитета автопроизводителей АЕБ. А чем менее доступным становится авто, тем больше хочется его обезопасить. Тем более если купили его в кредит. Застраховать машину по договору имущественного страхования каско сейчас не проблема — предложений таких полисов на рынке великое множество. Условно их можно разделить на три группы: каско с полным покрытием, мини-каско и каско с франшизой. Главное, вовремя в них разобраться, чтобы не платить за полис лишние деньги.

Минимум от мини-каско

Самый бюджетный вариант каско, конечно же, мини. Впервые оно появилось в 2006 году, а более массовым продукт стал только в 2014-м, когда мотивированные непростой ситуацией на рынке и желанием сохранить клиентскую базу страховщики разрабатывали усеченные продукты. Мини-каско покрывало только риск ущерба при ДТП, а другие риски — вроде угона, хищения и ущерба от стихийных бедствий — не входили в перечень страховых. В современной версии мини-каско не слишком изменилось. Хотя все зависит от страховщика.

«Как правило, мини-каско — это пакетное (коробочное) предложение с определенным набором рисков и опций, фиксированной стоимостью, оно покрывает усеченные риски, такие как ДТП с установленным виновником, — рассказывает управляющий директор по автострахованию СК «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов. — Полное каско покрывает все риски (ущерб, полная гибель, угон) и стоит гораздо дороже».

Аналогичный риск «столкновение» (то есть ДТП по вине установленных третьих лиц) основной и в продуктах «РЕСО-Гарантии». Правда, по словам заместителя генерального директора компании Игоря Иванова, по желанию клиента полис можно дополнить риском «хищение», а также защитой водителя и пассажиров от несчастных случаев. Для сравнения: традиционное каско у компании покрывает риски хищения, противоправных действий третьих лиц (от случайных царапин тележкой на парковке до умышленного вандализма), пожаров в результате самовозгорания, поджога или замыкания электропроводки, падения или попадания инородных предметов (от выброса камней из-под колес других машин до падения деревьев), стихийных природных явлений (град, ураган, наводнение и т. д.), действий животных, находящихся вне салона автомобиля, просадки грунта, провала дорог или мостов и даже падения в воду.

Собери сам

У «Ингосстраха» отдельного продукта мини-каско нет, но доступны усеченные версии полного каско — компания пошла по пути создания продуктов-конструкторов, в которых страхователь может выбрать тот набор рисков, который ему наиболее интересен и за который он готов платить, при этом по каждому риску можно установить различные страховые суммы.

Проведенный в марте опрос автомобилистов показал, что 86% хотели бы иметь возможность самостоятельно выбирать перечень рисков, страхуя транспортное средство по каско. Из них, например, защитить авто от угона хотели бы 33%, столько же предпочли бы компенсировать средства от ущерба при ДТП по собственной вине, чуть меньше (19%) — по вине третьих лиц. Некоторые участники опроса (15%) хотели бы включить в страховое покрытие риск полной гибели автомобиля.

«Продукты каско могут быть очень разнообразны как в части покрываемых рисков, так и в части размера премии, — комментирует заместитель начальника управления страховых продуктов и прикладной методологии «Ингосстраха» Дмитрий Пастухов. — Например, есть продукт, который покрывает только риск ДТП по вине третьих лиц, не имеющих полиса ОСАГО. Есть продукты с более широким покрытием». Например, в «Экспресс каско» клиент может застраховать авто от рисков в любых сочетаниях: угон/хищение, полная гибель, полная гибель в результате ДТП, стихийные бедствия / повреждения упавшим предметом, ДТП по вине страхователя, ДТП по вине третьих лиц. Кроме того, можно застраховать личные вещи в автомобиле и даже включить в договор сервисные услуги, например выезд эксперта на место страхового случая, техническую помощь на дороге, «гарантию мобильности» — эта опция дает возможность уехать с места ДТП на такси бесплатно и пользоваться услугами такси или каршеринга за счет страховой компании в период ремонта автомобиля.

Но чем разнообразнее опции и гибче условия продукта, тем он дороже.

Цена имеет значение

Цена полиса остается главным аргументом в пользу его покупки. Средняя стоимость полного каско колеблется в диапазоне 3—5% от цены автомобиля. Для некоторых особенно проблемных с точки зрения угона или ремонта моделей она может превышать 7%. Мини-каско в этом плане значительно выигрывает, потому что его цена в разы ниже.

«Разница по стоимости полисов может достигать до 90% за счет ограничения в мини-каско рисков и опций», — говорит Сергей Демидов. Помимо наполнения конкретного продукта, цена зависит и от других параметров (марка/модель и стоимость ТС, страховая сумма, возраст и стаж водителей и т. д.). Если смотреть в абсолютных цифрах, то, например, в «РЕСО-Гарантии» «Каско-Профи» стоит от 5 тыс. рублей, «Каско-Профи-50» — в среднем в районе 50% от стоимости ОСАГО. Например, 28-летнему владельцу популярного автомобиля Ford Focus 2011 года выпуска со стажем вождения десять лет такая защита обойдется примерно в 9 500 рублей, тогда как полное каско превышало бы 100 тыс. рублей. В случае столкновения с другими авто обладатель «Каско-Профи» получит ремонт на профильной станции техобслуживания в пределах максимально возможной страховой суммы — 400 тыс. рублей, но не более действительной стоимости автомобиля на момент заключения договора страхования.

У «Ренессанс Страхования» стоимость программ мини-каско стартует от 2 000 рублей. У крупных федеральных страховщиков есть продукты с более широким покрытием стоимостью 10—15 тыс. рублей. Например, в «Ингосстрахе» средняя стоимость мини-каско в прошлом году была 10 219 рублей, продолжая снижаться (для сравнения: в 2019 году она составляла 11 217 рублей, в 2018-м — 18 576 рублей, а в 2017-м — 23 566). В среднем по рынку, по информации Банка России, премия по базовому каско в прошлом году была 35 тыс. рублей, а по мини-каско — 3 тыс. рублей.

Каско с франшизой vs мини-каско

«Усеченные версии в любом случае намного дешевле полного каско, — отмечает Игорь Иванов. — Хотя за счет франшизы, которую можно применить к классическим программам каско, премию можно сильно приблизить к стоимости усеченных версий. Причем существует вариант франшизы, которая не будет применяться, если есть установленный виновник ДТП».

Франшиза — это часть убытков, которую при наступлении страхового случая возмещает не страховая компания, а сам страхователь. Полный полис каско на автомобиль стоимостью 3,5 млн рублей обойдется собственнику в среднем в 170 тыс. рублей, а с франшизой (в зависимости от ее вида) — в среднем в 100 тыс. рублей, мини-каско — в сумму значительно меньшую. Но по привлекательности для потребителя мини-каско может уступать базовому каско с франшизой, считают эксперты.

«Конечно, уступают, так как усеченные продукты имеют ограничение по покрытию (рискам), плюс зачастую страхование идет не на полную стоимость машины, — продолжает Игорь Иванов. — Полис с франшизой защищает застрахованный автомобиль на полную страховую сумму и от всех рисков, которые заложены в продукт каско. Правда, покупая договор с франшизой, мелкие убытки (например, царапины на бампере. — Прим. ред.) уже не заявить, но однозначно можно себя защитить от серьезных расходов, чего не дают усеченные продукты, такие как мини-каско».

«Франшизный полис имеет более широкое страховое покрытие, но оно и стоит дороже. Если клиент хочет сэкономить, при этом защитить себя от неопытных водителей на дороге, он выбирает мини-каско», — говорит Сергей Демидов. Дмитрий Пастухов считает, что все очень индивидуально и зависит от потребностей конкретного клиента. «Продукты мини-каско имеют свою нишу и своих пользователей, что подтверждается статистикой, — отмечает он. — При этом полагаем, что будущее все-таки за возможностью клиента самостоятельно определять объем страхового покрытия и настраивать продукт под себя».

Подтверждает это и статистика. Несмотря на то что мини-каско на рынке активно предлагается уже около шести лет, спрос на него не превышает 10—15% от общего числа покупателей каско. В «РЕСО-Гарантии» сообщили, что в 2020 году доля продаж мини-каско оказалась чуть более 5% в денежном выражении.

Клиенты «Ингосстраха» в 2020 году четверть договоров каско заключали по усеченной программе, но если смотреть по сборам премии, то меньше 7%. «В целом доля по количеству договоров более или менее стабильна в последние годы, а вот доля в премии снижается, — рассказывает Дмитрий Пастухов. — Это связано прежде всего с тем, что размер премии по продуктам мини-каско падает, запускаются все более и более доступные варианты страхования с «точечным» покрытием и низкой премией (например, страхование только на случай ДТП по вине третьих лиц, у которых отсутствует полис ОСАГО; в «Ингосстрахе» такой полис стоит от 1 400 рублей)».

В «Ренессанс Страховании», напротив, отмечают ежегодный рост доли мини-каско. «Все больше людей хотят сэкономить и переходят на франшизное каско и усеченные продукты мини-каско, покрывающие только риски ДТП с установленным виновником и с ограниченной страховой суммой», — говорит Сергей Демидов.

Где выгоднее покупать?

Сэкономить на каско можно благодаря не только правильно выбранным рискам, но и правильному выбору места покупки полиса. «При покупке нового авто, особенно кредитного, каско обязательно, потому что если транспортное средство приобретается в кредит, то у банка должны быть какие-то гарантии защиты залога, — поясняет аналитик проекта «Страхование Банки.ру» Александр Блинов. — В 99% случаев у банка есть требование, чтобы машина была застрахована от угона и тотальной гибели, когда она восстановлению не подлежит. Этот минимальный набор рисков будет стоить на несколько десятков тысяч дешевле, чем полис полного каско, который предлагают в автосалонах».

Автосалоны, как любые коммерческие организации, заинтересованы в прибыли. Им выгоднее продать более дорогой продукт, а не дешевое мини-каско. Теоретически каско можно купить за 30—40 тыс. рублей, а в автосалоне предлагают за 100—120 тыс. рублей и больше в зависимости от машины. «Салоны пользуются тем, что автомобилисту необходимо каско, и предлагают ему самые дорогие варианты, потому что им это выгодно. Мини-каско у них тоже можно найти, но предлагают они его в самую последнюю очередь», — продолжает Блинов, советуя не спешить с выбором. Первое, что нужно сделать, причем лучше до того, как пришли забирать автомобиль из салона, — узнать, какие условия к его страхованию выдвигает банк-кредитор. Если он хочет, чтобы транспортное средство было застраховано от двух или трех рисков, то не обязательно покупать полное каско.

Есть и еще один фактор — психологический. Покупка машины, особенно в кредит, отнимает массу времени и сил, и велик соблазн прямо в автосалоне, не читая, подписать предложенный договор каско, чтобы закрыть вопрос окончательно. Однако уже на следующий день человек может обнаружить, что переплатил за полис не одну тысячу рублей. И в другой страховой компании можно было купить каско с теми же видами рисков, но значительно дешевле. «В автосалоне хоть и представлены несколько страховых компаний, но на рынке их гораздо больше, — напоминает Александр Блинов. — Поэтому имеет смысл изучить предложения и цены на рынке. Например, в финансовом супермаркете Банки.ру удобно сравнить стоимость каско ведущих страховых компаний и выбрать наиболее подходящий вариант. Разница может оказаться в несколько десятков тысяч рублей». Так же можно поступить и при выборе полиса ОСАГО, изучив предлагаемые рынком варианты, выбрав оптимальный, и уже с полисами отправляться забирать автомобиль из автосалона.

Как взять автокредит без КАСКО?

Как взять автокредит без КАСКО?

Для страхования автомобилей от ущерба либо угона используется страховой полис КАСКО. Согласно действующему законодательству РФ данный вид страхования не является обязательным и не имеет строго установленного тарифа. Оформляя автокредит, автомобиль выступает в роли залогового имущества, которое по требованию банка должно быть застраховано, чтобы минимизировать риски возможного ущерба или пропажи.

Оформить автокредит без КАСКО можно только в тех банках, которые используют такой вид кредитования для привлечения новых клиентов. При отсутствии КАСКО банк для минимизации рисков увеличивает процентную ставку по кредиту, снижает сумму займа и сокращает срок кредитования. Например, в банке ВТБ 24 автокредит без КАСКО обойдется дороже на 2% годовых.

Если вы выбираете автокредит без КАСКО на новый автомобиль, учтите, что все риски, связанные с повреждением или угоном залогового имущества, переносятся на автовладельца. Прежде чем выбрать такой вид кредитования, учтите возможные потери в случае кражи или ДТП.

Если хотите оформить автокредит без КАСКО на авто с пробегом, обратите внимание на требования банка к возрасту автомобиля. Для автомобилей, произведенных за границей возраст не должен превышать 7-10 лет, а для отечественных – 4 года. Чем старше автомобиль, тем выше степень износа и, следовательно, вероятность поломки автомобиля, при этом также повышается и стоимость КАСКО.

Взять автокредит без КАСКО на подержанные автомобили довольно сложно, так как банки не охотно кредитуют подержанный транспорт. Как вариант, можно использовать в таком случае обычный потребительский кредит, где проценты немного выше, но при этом не берется в учет техническое состояние автомобиля и наличие страховки.

Зачем КАСКО при автокредите

Для минимизации рисков, связанных с повреждением или потерей залогового имущества, рекомендуется использовать полис КАСКО при автокредите. Как правило, банк не выставляет требования к полному списку страховых случаев, необходимых в КАСКО, их вы можете выбрать самостоятельно в страховой компании. Банку необходима страховка только на случай кражи или от нанесенного ущерба. Выбирать страховую компанию можно самостоятельно, поэтому есть возможность подобрать наиболее оптимальный вариант страховки с минимальными затратами.

Чтобы узнать, обязательно ли КАСКО при автокредите, нужно внимательно изучить требования банка, где планируется оформление займа. Если условием предоставления автокредита является наличие страхового полиса КАСКО, отказаться от него невозможно. Банковское учреждения является финансовой компанией, которая вправе устанавливать требования как к заемщику, так и к залоговому имуществу, что абсолютно не противоречит законодательству. Если данное условие для вас неприемлемо, можно воспользоваться услугами банка, где нет надобности в страховке.

Несмотря на то, что КАСКО не является обязательным видом страхования, он может значительно выручить в случае наступления страхового случая, так как страховой компанией будет выплачена денежная компенсация. Если использовать полный пакет КАСКО, можно охватить максимум страховых случаев и получить более выгодные условия для возмещения ущерба. Чтобы исключить вариант оплаты кредита за угнанный автомобиль, не отказывайтесь от страховки, так как она покроет убытки.

Как отказаться от КАСКО

После вынесения Центробанком РФ указа о порядке проведения добровольного страхования многих заинтересовал вопрос – можно ли отказаться от КАСКО. Фактически отказаться можно только от дополнительных навязанных пунктов страхования, входящих в полис КАСКО, среди которых могут быть:

  • риск здоровью и жизни застрахованной личности;
  • риск финансовой потери;
  • риск для имущества, которое не находится в залоге в банковском учреждении;
  • иные виды страховых случаев, не связанных с залоговым имуществом.

Особой процедуры как отказаться от КАСКО нет, есть только срок от 5 до 14 дней, в течение которого можно произвести отказ и получить возврат страхового взноса. Кроме того, нужно учитывать и то, что банк также вправе отказаться предоставлять вам автокредит без страховки и изменить его условия, повысив процентную ставку.

Чтобы отказаться от добровольного страхования нужно учесть следующее:

  • во время оформления отказа можно указать стоимость страховки как непредвиденные расходы и назвать их причиной возможного риска невыплаты кредита;
  • использовать альтернативную гарантию платежеспособности в виде другого залогового имущества или поручительства;
  • можно отказаться от всех лишних пунктов страховки, оставляя только необходимые для кредитования.

На вопрос можно ли отказаться от КАСКО при автокредите, если в договоре он указан как обязательное условие, ответ является отрицательным. Прежде чем оформлять кредит, внимательно изучите требования банка, условия по страховке и рассмотрите несколько типов кредитования, чтобы подобрать оптимальный вариант. На рынке банковских услуг на сегодняшний день достаточно предложений по автозаймам без дополнительных требований, хотя у каждого из них также есть и недостатки, которые следует учитывать.

Способы приобрести КАСКО дешевле

Единственным законным способом как сделать КАСКО дешевле является применение франшизы. В страховой практике под франшизой подразумевается ущерб застрахованному имуществу, возмещение которого покрывается за счет клиента без участия страховой компании. По желанию можно выбрать наиболее оптимальную ставку франшизы, которая может составлять от 0,5 до 5% и выше. В таком случае в момент нанесения застрахованному имуществу повреждений на сумму ниже уровня франшизы, клиент сам проводит ремонт и может даже не сообщать об этом страховщику.

Выбирая данный способ экономии нужно учесть опыт водителя и его навыки вождения, так как в случае с начинающим автолюбителем мелкие ДТП на дороге имеют высокую вероятность, что повышает риск небольших повреждений транспорта. Наиболее эффективной такая экономия будет для опытных водителей, имеющих невысокий процент ДТП.

Придерживаясь правил дорожного движения можно сэкономить еще 25% страховки, если исключить страховой случай, где водитель застрахованного автомобиля нарушил правила, что привело к ДТП. Безубыточная езда в страховых компаниях также поощряется в качестве процентных бонусов, на которых в течение нескольких лет можно уменьшить выплаты еще на 15-25%.

Как не платить КАСКО

Чтобы определиться, как не платить КАСКО при автокредите, нужно внимательно читать условия договора и искать банк, в котором наиболее лояльные требования. Если в договоре КАСКО указан как обязательное требование, и вы подписали этот договор, нарушать его нецелесообразно, так как банк может принять штрафные меры, расторгнуть договор и испортить тем самым вам кредитную историю.

Банки постоянно добавляют в перечень своих услуг новые предложения по автокредитованию с выгодными условиями. На сегодняшний день можно найти предложения по кредитованию автомобилей без КАСКО и первоначального взноса, но такой тип займа применяется только к новым автомобилям. Неполный список, какие банки дают автокредит без КАСКО представлен ниже:

  • Росбанк до 5 лет под 21%;
  • Альфа Банк 1-5 лет под 21%;
  • Ай Мини Банк 3-5 лет под 22%;
  • Плюс Банк 1-5 лет под 27,9%;
  • ВТБ 24 1-5 лет под 19,5%.

Если не продлить КАСКО на второй год

Многие задают вопрос оформляя автокредит, обязательно ли КАСКО на второй год и можно ли его не продлевать. Если в договоре КАСКО указан, как обязательное условие, то в случае нарушения правил кредитования можно заработать от банка штрафные санкции. Также банк может потребовать досрочного погашения кредита из-за несоблюдения выставленных ним требований к страхованию залогового имущества, которым в случае автокредита выступает автомобиль.

Не продлевать КАСКО при автокредите можно только в том случае, когда размер штрафных процентов по займу составляет всего 0,5%, а срок кредита подходит к концу. В таком случае выгоднее оплачивать повышенную ставку по займу и получить возможность сэкономить на продлении полиса страхования. Прежде чем отказываться от продления КАСКО внимательно изучите все пункты договора и просчитайте финансовые выгоды от всех возможных вариантов, чтобы избежать лишних затрат или досрочного расторжения договора.

Что касается последующих лет (с 3 по 5 год), то также нужно смотреть, что именно написано в договоре относительно требований по страховке. Часто данный пункт договора позволяет клиенту самостоятельно решать вопрос страхования, но здесь также учитываются дополнительные жизненные обстоятельства заемщика и его личные факторы. Иногда банк может пойти на уступки и не требовать продления действия полиса, иногда – нет. В каждом случае все решается индивидуально.

Источник https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10944454

Источник https://credits.ru/publications/kasko/kak-vzyat-avtokredit-bez-kasko/

Источник