Содержание
Последние изменения в российском законодательстве о пользовании недрами
Российское законодательство, регулирующее вопросы недропользования, находится в постоянном развитии и совершенствовании. За последнее время законодатели разработали и приняли некоторые значительные изменения в сфере пользования недрами. В настоящей статье описываются некоторые недавние изменения, связанные с совершенствованием правового регулирования в сфере недропользования, которые являются актуальными для большинства российских недропользователей, включая золотодобытчиков.
Анатолий Андрияш — Партнер, соруководитель московского офиса Нортон Роуз Фулбрайт (Центральная Европа) ЛЛП
Георгий Калачев — юрист московского офиса Нортон Роуз Фулбрайт (Центральная Европа) ЛЛП
Разработка попутных полезных ископаемых
На протяжении достаточно длительного срока российские недропользователи сталкиваются с проблемой, связанной с добычей попутных полезных ископаемых. В частности, на практике происходят ситуации, когда в случае выявления в процессе геологоразведочных работ нового вида попутного полезного ископаемого, не указанного в лицензии, пользователь недр в отношении него не имел фактически каких-либо прав на его дальнейшее использование и реализацию. Такая ситуация практически приводит к отсутствию заинтересованности недропользователей проводить комплексное геологическое изучение в целях поиска полезных ископаемых, являющихся попутными к основному полезному ископаемому, указанному в лицензии на пользование недрами. В результате государство недополучает прирост запасов, прежде всего в отношении драгоценных металлов (золото, серебро, металлы платиновой группы), недропользователи теряют дополнительную прибыль, государство недополучает соответствующие налоговые поступления.
В 2016 году в Закон Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» от 21 февраля 1992 года (далее — Закон о недрах) в качестве пилотного проекта были внесены изменения, предусмотревшие механизм включения в лицензии на пользование недрами право добычи попутных полезных ископаемых для государственных компаний. С учетом положительной практики реализации указанного изменения был принят Федеральный закон № 179-ФЗ от 8 июня 2020 года>1, который распространил механизм вовлечения в отработку попутных полезных ископаемых на всех пользователей недр. В частности, указанные изменения предусматривают право пользователей недр (в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов) осуществлять добычу попутных полезных ископаемых, не указанных в лицензиях, при условии получения заключения государственной экспертизы и внесения соответствующих изменений в текст лицензии. Указанные изменения не распространяются на попутные воды, углеводородное сырье и общераспространенные полезные ископаемые.
В свою очередь критерии отнесения полезных ископаемых к попутным регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации № 963 от 12 августа 2017 года>2. Изменения, внесенные в Закон о недрах в отношении добычи попутных полезных ископаемых, вступают в силу 7 сентября 2020 года.
Также необходимо указать на то, что указанным выше Федеральным законом № 179-ФЗ от 8 июня 2020 года вносятся изменения в Закон о недрах в части отнесения к участкам недр федерального значения>3 участков, содержащих только коренные (рудные) месторождения лития (вместо указания на любые месторождения лития). Соответствующее изменение сделано для целей исключения из перечня участков недр федерального значения месторождений лития в растворенном виде в подземных водах.
Генеральные лицензии на экспорт золота и серебра
Правительство Российской Федерации 17 апреля 2020 года приняло Постановление № 539 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков», на основании которого Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разрешается выдавать субъектам добычи и субъектам производства драгоценных металлов генеральные лицензии на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков. Соответствующие генеральные лицензии на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков предоставляются указанным субъектам на основании согласованного Министерством финансов Российской Федерации заявления о выдаче указанной генеральной лицензии.
До принятия указанного Постановления Правительства генеральные лицензии на экспорт выдавались только банкам, получившим соответствующее разрешение Центрального Банка. Компании и аффинажные заводы могли осуществлять экспорт драгоценных металлов на основании разовых лицензий, выдаваемых в отношении контракта с конкретным иностранным контрагентом (покупателем).
Ожидается, что предоставление генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра окажет существенное благоприятное влияние на развитие индустрии и расширение экспортных возможностей российских золотодобывающих компаний и аффинажных заводов. Введение практики выдачи генеральных лицензий на экспорт позволит значительно сократить административную нагрузку на бизнес, а также оптимизировать алгоритм заключения контрактов, повысив оперативность принятия решений.
Предоставление дополнительных прав недропользователям в связи с пандемией
В связи с пандемией короновируса COVID-19 Правительство Российской Федерации разработало и приняло комплекс мер для целей оказания помощи и содействия различным секторам российской экономики. Одним из примеров такой помощи стало принятие Правительством Постановления № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» от 3 апреля 2020 года (с последующими дополнениями и изменениями).
- в 2020 году право пользования недрами не будет прекращаться, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия; допускается добровольное прекращение действия лицензии по заявлению недропользователя;
- возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию;
- срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный письменным уведомлением о допущенных нарушениях, в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года, продлевается на один год.
Изменения в налогообложении редких металлов
- товарные руды редких металлов, образующие собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);
- сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых.
- товарные руды редких металлов (литий, рубидий, цезий, бериллий, стронций, кадмий, скандий), редкоземельные металлы (иттрий, лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций), индий, таллий, галлий, титан, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, висмут, селен, теллур, рений), образующие собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами;
- редкие металлы, являющиеся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах.
В отношении налоговой ставки, применяемой к редким металлам, также произошли изменения. Ранее к редким металлам, образующим собственные месторождения, так и являющимся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых, применялась ставка НДПИ 8 %. Теперь к расширенному перечню объектов — (i) к рудам редких металлов, образующих собственные месторождения; (ii) к рудам редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов; (iii) в других полезных ископаемых; и (iv) в многокомпонентных комплексных рудах — применяется ставка НДПИ 4,8 %. При этом, в отличие от ранее действовавшего режима, сейчас в течение первых 120 налоговых периодов (10 лет) при добыче целого ряда редких металлов применяется коэффициент, характеризующий условия добычи (Крм), равный 0,1, что снижает ставку налога десятикратно.
Изменение списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну
Изменения в закон об иностранных инвестициях в российские стратегические общества
В соответствии с Федеральным законом № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 года (далее — Закон о стратегических обществах) геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения относится к виду деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон о стратегических обществах устанавливает определенные пороговые значения, а также перечень сделок для определения установления контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, осуществляющими пользование участками недр федерального значения. Совершение соответствующих сделок иностранным инвестором требует получения предварительного согласования Правительства Российской Федерации.
Законодатели расширили перечень сделок в отношении российских стратегических обществ, которые иностранному инвестору необходимо предварительно согласовывать с государственными органами. В целях исключения возможных злоупотреблений в Закон о стратегических обществах были внесены изменения>5, направленные на исключение возможности установления контроля иностранного инвестора путем передачи права прямо или косвенно распоряжаться принадлежащими ему голосующими акциями (долями) стратегического общества на определенный срок иному лицу на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки.
Указанные изменения в Закон о стратегических обществах вступили в силу 11 августа 2020 года.
>1 Федеральный закон от № 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья» от 8 июня 2020 года.
>2 Постановление Правительства РФ № 963 «О критериях отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)» от 12 августа 2017 года.
>3 Определение понятия участков недр федерального значения содержится в ст. 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах».
>4 Постановление Правительства Российской Федерации № 1067 «О внесении изменений в список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых в соответствии с п. 67 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203, составляют государственную тайну» от 18 июля 2020 года.
>5 Федеральный закон № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 31 июля 2020 года.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии» № 3/сентябрь 2020 г.
06.03.2022 Импортозамещение в России в 2022 году – последние новости
Импортозамещение простыми словами — это снижение объемов импорта товаров путём развития локального производства и ограничения ввоза из других стран.
Фактически Россия живет в условиях санкций с 2014 года, когда к территории страны присоединился Крым. Импортозамещение как фактор роста отечественного производства в 2022 году снова актуально, во-первых, из-за геополитической напряженности, а во-вторых, из-за пандемии, разрушившей налаженные логистические связи и цепочки поставок.
Стратегия и политика импортозамещения в России
В связи с последними событиями на Украине, вводом странами Евросоюза и США санкций, вышел закон правительства РФ об импортозамещении. Минпромторг 25 февраля 2022 года заявило о готовности России к отказу от продукции запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал план мер против западных санкций. Поскольку главная цель вводимых западом ограничений – нанесение урона по экономики России, правительство определило своей стратегией налаживание собственных производств в различных отраслях.
Реальный опыт импортозамещения в 2022 году
- Лучшим примером импортозамещения является успех Ростелекома, который во многом перешел на российскую продукцию. Компания приветствует ИТ стартапы и предоставляет свою инфраструктуру для реализации проектов, причем как для ПО, так и для “железа”. Последним примером является победившая в тендере компания «Крок инкорпорейтед», получившая в январе 2022 года право интегрировать в «Ростелекоме» свою систему роботизации бизнес-процессов.
- Прогресс в агропроме еще один из наиболее наглядных удачных примеров. Тепличная отрасль является самым быстрорастущим сегментом сельского хозяйства. В 2021 году отечественные агрохолдинги обеспечили поставку 60% помидоров и 94% огурцов на российский рынок, в 2022 году производители намерены увеличить эти показатели. При этом начиная с 2018 года стоимость тепличных помидоров стала ниже импортных, а стоимость огурцов сравнялась с импортными.
- Провалом в 2022 году стало приостановление производства и отгрузки российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус» из-за прекращения поставок полупроводников крупнейшим производителем TSMC вследствие санкций со стороны Тайваня.
- Госкорпорация «Росатом» на платформе цифрового продукта «Логос» впервые реализует полное импортозамещение целого класса ПО – систем математического моделирования и инженерного анализа.
- С 1 января 2023 года операторы перейдут на отечественное оборудование для строительства LTE-сетей. Компаниям также необходимо применять российский софт, входящий в реестр одобренного ПО. Разработками базовых станций на российском оборудовании для создания сетей связи 5G/IMT-2020 активно занимаются предприятия Ростеха: «Булат», «Спектр», Концерн «Автоматика», Концерн «Созвездие» и другие.
Импортозамещение по отраслям:
В первую очередь необходимо наладить локальное производство в следующих отраслях экономики:
- Промышленное станкостроение (доля импортных станков более 50% в пищевой промышленности и более 60% в нефтедобывающей и тяжелой промышленности),
- электронная промышленность (доля импорта 80-90%),
- легкая промышленность (доля импорта 70-90%),
- медицинская промышленность (доля импорта 70-80%),
- тяжелое машиностроение (доля импорта 60-80%),
- машиностроение для пищевой промышленности (доля импорта 60-80%).
- фармацевтическая отрасль (доля импорта около 50%),
Приоритетами развития являются:
- для промышленности – диверсификация производства;
- для массовой продукции – обеспечение ценовой конкурентоспособности;
- для машиностроения – обеспечение технологического развития, в том числе завоевание новых рынков.
Тяжелая промышленность и машиностроение
В сущности промышленность России на 90% зависит от импорта. С 2014 года доля компаний, желающих работать с иностранными технологиями и сырьем, только увеличилась. Хуже всего ситуация на рынке оборудования. Опрос предприятий показал, что в 2015 году 30% из них готовы работать на российском оборудовании, а в 2017 году их количество сократилось до 7%. Причина этому – недостаточное качество отечественных аналогов.
Россия нуждается в качественном оборудовании и машинах хорошего качества. Ключевыми направлениями в импортозамещении является создание качественных тяжелых станков, металлообрабатывающего инструмента, станков с многокоординатной обработкой.
Добыча углеводородов
В сфере добычи нефти и газа процент импортного оборудования и технологий составляет порядка 60%. В проектах, реализуемых в сложных условиях, доля может доходить до 80%.
Наглядный пример, «Газпром» до введения санкций закупил оборудование у американских организаций FMC Technologies, GE Subsea, Cameron и норвежской Aker, которое он будет использовать для подводной добычи газа.
В нефтесервисных услугах доля зарубежных поставщиков составляет порядка 65 — 70%, а по отдельным услугам доходит до 100%.
Отрасли сельского хозяйства и импортозамещение в РФ
Главными факторами развития аграрной промышленности в ближайшие года будут ослабление курса рубля к доллару, разрыв глобальных цепей поставок в связи с санкциями в 2022 году и изменение потребления россиян.
Импортные товары существенно подорожают для россиян, поэтому спрос на отечественную продукцию вырастет.
В большей степени выиграет производство сырого молока. Доля импорта молока составляет порядка 20%, и сейчас появляется возможность ускоренно заместить импорт молочных продуктов. В прошлый кризис 2014 года, когда рубль значительно обесценился и были введены санкции, России удалось на треть сократить импорт молока.
Эксперты прогнозируют увеличение потребления российских яблок. Они традиционно конкурируют с бананами, стоимость которых из-за ослабления рубля увеличится. Поэтому яблоки будут более доступны россиянам, которые к тому же являются самыми популярными фруктами.
Из-за кризиса и ограничений повышается возможность задержек в поставках импортных товаров, особенно тех, которые везут издалека. Например, говядины и некоторых молочных продуктов, которые везут из Латинской Америки. Если процесс выращивания овощей трудоемкий, то появляется риск нехватки сезонных рабочих из-за невозможности привлекать дешевую иностранную рабочую силу.
От ситуации выиграют производители мяса птицы, как самого доступного вида белка, и пострадают производители говядины, т.к. россияне будут переходить на более дешевые продукты. Для справки, в среднем россиянин потребляет 76 кг мяса в год, из них 47% птицы, 32% свинины и 18% говядины.
Фармацевтическая отрасль
У фармацевтики имеется огромный потенциал для развития. На данный момент в России производится 20% из продаваемых на рынке лекарств и около 80% упаковки к ним. Среди продаваемых отечественных медицинских препаратов, в т.ч. включенных в список жизненно необходимых лекарств, достаточно мало инновационных препаратов и БАДов высокого качества из-за недостаточного финансирования отрасли.
Россия не является лидером в медицине, поэтому полный отказ от импорта сейчас может иметь много негативных последствий, от болезненного перехода на дженерики, до нехватки молекул для производства собственных инновационных препаратов.
Импортозамещение IT оборудования и серверное оборудование
Несмотря на усилия центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, в области импортозамещения программного обеспечения и радиоэлектронной продукции у России до сих пор не получается добиться успеха и полноценно перейти на отечественные продукты.
Производство развито слабо, а для некоторых импортных товаров до сих пор в России не существует аналогов.
Несмотря на предписание государственным учреждениям переходить на отечественное ПО, многие из них отказывается из-за трудности в работе с приложениями.
На 2022 года правительство одобрило 8 проектов поддержки российского ИТ-сектора:
- Российское оборудование на отечественном чипе для оптических магистральных сетей DWDM. Проект реализует «Ростелеком».
- Внедрение отечественных программно-аппаратных комплексов (ПАК) для организаций. Проект ведет «ВТБ».
- Отечественное серверное оборудование для работы с БД, построение сквозного импортозамещенного ИТ-ландшафта предприятия. Проект ГК «Росатом».
Виртуализация на российском рынке
Виртуализация рабочего места – это перемещение компьютера и всех его приложений в виртуальное пространство, таким образом пользователь получает удаленный доступ из любой точки мира и отвязывается от конкретного «железа».
Проект виртуализации реализовывается «Концерном Росэнергоатом» (входит в госкорпорацию «Росатом»). На данный момент программно-аппаратный комплекс (ПАК) успешно прошел испытания на комплексные нагрузки. Мощности системы хватает, чтобы получить отказоустойчивую конфигурацию для одновременного использования 1 тыс. пользователей, на будущее планируется увеличить их количество до 10 тысяч.
ПАК на 100% разработан из отечественных продуктов, включая ОС, средства виртуализации, сервера, системы хранения и прочие компоненты. Его базой стали ОС Astra Linux, диспетчер подключений Termidesk for Astra, ПК «Средства виртуализации «Брест». Аппаратным обеспечением стали Delta Сomputers – это российские серверы и системы хранения.
Источник https://zolteh.ru/law/poslednie_izmeneniya_v_rossiyskom_zakonodatelstve_o_polzovanii_nedrami/
Источник https://emigrating.ru/02-03-2022-importozameshhenie-v-rossii-v-2022-godu-poslednie-novosti/
Источник