Методология планирования являет собой фундаментальный инструмент управления предприятием. Предприятие, которое не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования со стороны других субъектов рынка.
Методология планирования заключается в механизме определения целей и показателей, свидетельствующих об их достижении. В современных условиях любой управляемый процесс может осуществляться только в том случае, если для него поставлены определенные цели, определены промежуточные задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть поставленные цели, а также набор показателей для оценки достижения целей.
Главным инициатором планирования выступает руководство предприятия. При этом профессиональный опыт лиц, ответственных за планирование деятельности предприятия, также влияет на эффективность использования методологии планирования.
Информационное обеспечение планирования включает в себя: данные о состоянии целевых рынков, результаты анализа конкуренции на целевых рынках, исследования потребителей, отчетные показатели работы предприятия. Также необходимо учитывать действующее законодательство и предстоящие изменения в правовом поле.
Ограничения методологии планирования:
невозможность охвата всех существующих данных по отдельным аспектам плана
наличие данных только за прошлые периоды
изменения в политико-правовой сфере
динамика экономического развития
технологические изменения
изменения в социальной сфере
Внешние ограничения предприятие не может предугадать, поэтому возможен лишь примерный их учет при составлении плана, тогда как внутренние ограничения объективно изменить невозможно.
Этапы планирования
Непосредственное составление плана – анализ среды предприятия, составление прогнозов, формулирование видения, миссии, целей, формулирование стратегии, выбор стратегии, разработка долгосрочных планов, среднесрочных и текущих.
Реализация запланированных решений, мероприятий, задач и т.п.
Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия для оценки предпринятых мер в рамках плана.
Контроль результатов – сравнение показателей, корректировка, оценка эффективности планирования.
Таким образом, методология планирования сводится к двум аспектам:
Разработка хозяйственной стратегии в условиях конкурентного рынка.
Осуществление стратегического и текущего планирования.
Соответственно, можно дать такое определение:
Методология стратегического планирования
Методология стратегического планирования основана на следующем:
анализ внешней и внутренней среды организации,
определение основных ориентиров предприятия,
определение возможных вариантов стратегий,
выбор варианта стратегии,
разработка стратегического плана.
Для методологии планирования анализ внешней и внутренней среды одинаково важен, при этом внутренняя среда анализируется более подробно.
Анализ внутренней среды
размеры и мощности, характеристики оборудования, источники поставок сырья, материалов, уровень производительности, нормирование работ, уровень брака, инновационные возможности
размеры и доля рынка, номенклатура и качество продукции, реклама, каналы продвижения на рынок, стимулирование продаж, политика цен, послепродажное и сервисное обслуживание
доходность, активы, валовые накопления, источники денежных поступлений, показатели финансовой устойчивости
баланс трудовых ресурсов, мотивации труда, система поощрения, программы подготовки и переподготовки кадров, социальные аспекты планирования развития организации
тип организационной структуры управления, характер делегирования полномочий, власть и лидерство, уровень оснащенности рабочего места менеджера, микроклимат в коллективе
Для анализа внутренней среды применяют анализ ключевых факторов успеха и SWOT-анализ.
Анализ внешней среды включает оценку влияния экономических, технологических, политических и социальных факторов. Основным методом анализа внешней среды выступает PEST-анализ и его производные, например, PESTLE (дополнительно анализируется комплекс правовых и экологических факторов) и др.
Методология стратегического планирования также предполагает обязательный характер предварительного проведения анализа рынка для оценки его размера, сегментации, дифференциации, эластичности спроса, цикличности, сезонности целевого рынка. На основе этого определяется будущая стратегия бизнеса.
Кроме того, необходимо проведение анализа конкуренции на целевом рынке. Оцениваются конкуренты, определяется уровень конкуренции, степень насыщенности рынков, чувствительность к товарам заменителям, существующие потребители и поставщики. Основным методом для анализа конкуренции является модель 5 сил Портера.
Общие и специальные принципы методологии планирования
Общие принципы методологии планирования
Специальные принципы методологии планирования
необходимость
единство
непрерывность
гибкость
точность
системность
целенаправленность
комплексность
оптимальность
эффективность
научность
приоритетность
сбалансированность
директивность
самостоятельность
равнонапряженность
конкретность
объективность
динамичность
риск
принципы маркетинга и менеджмента
Методология планирования включает в себя научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. методы.
Принцип срочности планирования является ключевым принципом методологии планирования. В зависимости от срока планирования в методологии планирования выделяют три типа планирования:
краткосрочное или текущее – на срок до 1 года (вплоть до разделения плановых мер по неделям)
среднесрочное или годовое – на срок от 1 года до трех лет
долгосрочное – на срок от 3 до 10 лет
Принцип целевой ориентации планирования означает разделение планирования на оперативное, тактическое и стратегическое.
Принцип временной ориентации планирования означает, что оно может быть четырех видов:
Реактивное – направлено только в прошлое, используются данные прошлых периодов, решаются уже возникшие проблемы
Инактивное – планирование приспосабливается к настоящему времени, решения характеризуются быстротой принятия и реализации
Проактивное – планирование ориентировано на будущие изменения, предотвращение возможных проблем
Интерактивное – планирование по возможности интегрирует в себя все предыдущие виды
Таким образом, методология планирования предполагает разработку системы планов предприятия:
стратегический план на 3-5 лет;
план развития предприятия, включая составные элементы, общефирменные планы, определяющие главные задачи развития предприятия по отдельным направлениям;
оперативные текущие планы на год по функциональным направлениям и подразделениям предприятия;
целевые программы и проекты, направленные на решение одного из аспектов плана (например, выпуск и продвижение на рынок нового вида продукции).
Нормы и нормативы в методологии планирования
Нормы и нормативы могут выражаться в абсолютных и относительных показателях, иметь общие и частные показатели, а по своему содержать быть плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными и качественными.
В методологии планирования используются нормы и нормативы рассчитанные на основе научно-обоснованном, расчетно-аналитическом, отчетно-статистическом подходе.
Источник https://odiplom.ru/lab/metodologiya-planirovaniya.html