Содержание
Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит
Ключевая цель любой схемы — обеспечить победу конкретного участника. В результате одна сторона получает выгодный контракт, а вторая — «дружественного» или «своего» поставщика, который «отблагодарит» деньгами, имуществом, лояльностью или чем-то ещё. Другие участники схемы — те, которые не являются сторонами сделки, но активно им помогают, — имеют свой интерес. Они могут стать субподрядчиками в госконтракте, им будет обеспечена победа в следующий раз или они сразу получат вознаграждение за своё участие в схеме с нужным результатом.
Деление схем на незаконные и серые достаточно условное — все они противоправные. Разница в том, что в первом случае закон явно нарушается, а во втором применяются инструменты его обхода. Но любая — риск ответственности, удара по репутации и финансовой устойчивости бизнеса.
Опытные участники госзакупок из-за высокой степени риска уже давно отказались от явно незаконных инструментов. Одни разумно не хотят рисковать, другие практикуют серые схемы в надежде на то, что их применение не выявят и не докажут. А вот новым участникам стоит быть предельно осторожными. Им могут предложить, продать, посоветовать именно незаконную схему.
Единственный правильный вариант — действовать законными способами. Чтобы случайно, по ошибке или незнанию не стать участником какой-либо схемы, нужно как минимум понимать, какими они бывают, и избегать их. В последнее время выявлять нарушения стали чаще, а наказывать — строже. Этому способствует открытость закупок (любой имеет онлайн-доступ к информации) и общественный контроль.
Какие бывают схемы
Все схемы можно разделить на три категории:
- Картели (соглашения между конкурирующими субъектами) — классические, сезонные, одноразовые, с двумя участниками, поликартели и синдикаты.
- Запрещённые соглашения (сговоры) — «вертикальные», скоординированные, между органами власти, между властью и бизнесом, между участником госзакупки и заказчиком, при участии организатора торгов.
- Отдельные схемы, используемые заказчиками или поставщиками (участниками) в конкретных закупках или в качестве инструментов реализации картельных соглашений и сговоров.
Картельные сговоры
На картельный сговор идут несколько конкурирующих субъектов, чтобы временно, сезонно или надолго поделить рынок, а вместе с этим и потенциальные контракты, которые можно получить в госзакупках. Принцип прост: не создавать друг другу помехи, а договориться, чтобы каждый в пределах своей доли рынка побеждал на торгах и получал выгодные в отсутствие конкуренции условия.
Чаще всего картельные сговоры носят длительный характер — классические картели. Они действуют, пока участники «дружат» или пока не попадут под проверку антимонопольного органа (ФАС).
Сезонные картели создаются и распадаются в соответствии с сезонными колебаниями рыночной активности, в том числе активности в сфере госзакупок. Они могут иметь постоянный состав участников или менять их. Но цель одна — подготовиться к периоду повышенного спроса на какую-либо продукцию (товары, работы, услуги) и получить свою долю в условиях максимальной цены.
Одноразовые картели создаются для участия в одной закупке или нескольких идущих подряд закупках. Здесь немного другие цели, чем при создании классических или сезонных картелей. В ходе закупки участники картеля будут создавать условия для победы одного конкретного участника на максимально возможной цене. А после заключения контракта победитель передаст исполнение части контракта на субподряд другому участнику или участникам картеля в согласованных долях. В результате каждый получит свою выгоду от госконтракта независимо от того, кто стал победителем торгов. При реализации одноразовой схемы в нескольких подряд идущих закупках может обеспечиваться победа то одного, то другого участника картельного сговора.
Самые сложные, высокоорганизованные схемы используют картельные синдикаты. По сути, это организованная преступная группа, куда нередко входят десятки компаний и ИП. Картельные синдикаты практикуют множество серых схем, выстраивая систему, которая помогает заключать многомиллиардные контракты.
Что говорит о наличии картельного сговора (признаки, на которые обращает внимание ФАС):
- Одинаковый или почти не меняющийся состав участников закупок одного профиля.
- Один и тот же победитель или чередование победителей среди одинаковых участников закупок одного профиля.
- Связи между участниками торгов на уровне руководства, учредителей, собственников, прошлое функционирование в составе одной команды, компании, холдинга, аффилированность и т.п.
- Минимальное (для видимости) снижение цены, использование одинакового диапазона снижений цены одними и теми же участниками в разных закупках.
- Формальное участие, без особых активностей и побед одной и той же компании в закупках с одинаковым составом участников.
Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.
Другие сговоры
Наиболее распространены следующие сговоры (соглашения):
- «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
- Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
- Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.
Схемы
Картельные и другие антиконкурентные соглашения (сговоры) — фундамент, который создаёт условия и обеспечивает нужный результат. Но его достижение невозможно без применения конкретных схем — практических инструментов для решения задач. Может использоваться как одна, так и сразу несколько схем.
Большой объём работы по выявлению схем, их изучению и систематизации приходится на проект ОНФ «За честные закупки» (работает с сентября 2013 года). Любое заинтересованное лицо может сообщить о нарушении — оно будет проверено независимыми экспертами. На сайте проекта опубликована «Серая книга», в которой даны описания и примеры используемых в госзакупках серых схем (сейчас их 32).
Каждой из схем дано своё название: «Угадай-ка», «Ювелир», «Экстрасенс», «Таланты и поклонники», «Профессор», «Блат», «Ошибочка» и т.д. Авторы творчески подошли к своей работе, но это не отменяет всю серьёзность проекта и главного — для каждой схемы дано описание и приведён пример её использования в жизни. Разумеется, не для применения, а для понимания — так делать нельзя. Потому что схема уже известна и изучена, а её признаки заложены в систему мониторинга всех госзакупок. И потому что её применение — прямая угроза ответственности.
Приведём некоторые схемы:
- Схема «Промах». Заказчик устанавливает цену контракта по своему усмотрению и сильно её завышает. «Дружественный» участник предлагает относительно реальную цену, что и способствует его победе.
- Схема «Кто тут главный». Чтобы избежать обязательного общественного обсуждения закупки, заказчик разбивает её на несколько лотов — каждый по цене в пределах нужного уровня. В закупках побеждает «дружественный» участник.
- Схема «Таран». В аукционе участвуют минимум три договорившихся между собой компании. Две вступают в схему с самого начала и, чередуясь, сильно сбавляют цену — так, чтобы добросовестные участники не могли ей что-либо противопоставить. Перед самым закрытием аукциона появляется предложение третьего участника — с минимальным снижением начальной цены. Он в итоге и выигрывает аукцион, поскольку у компаний, предложивших самые низкие цены, «случайно» были допущены ошибки в документах.
- Схема «Близнецы». Одинаковая закупка проводится дважды. Первую закупку за счёт максимального демпинга выигрывает «дружественная» компания, но через какое-то время по соглашению сторон контракт расторгается. Далее, зная, что скоро будет вторая закупка, эта компания договаривается с потенциальными участниками о том, что они не будут подавать заявки или активно участвовать в торгах — за это они получат вознаграждение. Вторую закупку снова выигрывает та же самая компания, что и в первый раз. Только теперь цена максимальная и при этом завышена на сумму вознаграждения участникам сговора.
Ответственность
Первичную проверку сомнительных закупок проводит ФАС. Это может быть инициатива самого антимонопольного органа или обращение со стороны, в частности жалоба добросовестного участника торгов.
При выявлении нарушений возможны два вида ответственности:
- Административная – по ст. 14.32 КоАП РФ. Санкции варьируются в зависимости от характера правонарушения и статуса нарушителя. Должностным лицам грозит штраф в несколько десятков тысяч рублей или профессиональная дисквалификация на несколько лет. К юридическим лицам применяются штрафные санкции — подлежит уплате определённая доля от суммы выручки.
- Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Ответственность наступает за действия, связанные с ограничением конкуренции, если они повлекли причинение крупного ущерба (свыше 10 млн рублей) или получение крупного дохода (свыше 50 млн рублей).
Участники торгов (поставщики) рискуют в случае нарушений антимонопольного законодательства попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что блокирует их дальнейшее участие в госзакупках.
Поскольку серые схемы бывает сложно выявить и доказать, ФАС и правоохранительные органы могут воспользоваться предусмотренным КоАП и УК инструментом — предложить освобождение от ответственности для того, кто первым даст показания о сущности схемы и её участниках. Многие предприниматели и компании этим пользуются — в проблемных ситуациях о прошлых договоренностях забывают.
Любая схема опасна тем, что добросовестные участники, проигравшие в торгах, могут обратиться в ФАС и правоохранительные органы. И, как правило, пользуются таким правом. Достаточно только подозрений — доказательства собираются в ходе проверки. Выявленная схема — не только наказание, но и отмена торгов. Таким образом, добросовестные участники получают ещё один шанс для заключения интересующего их контракта.
Инструкция по выбору ниши для участия в госзакупках
Ниши в госзакупках — это сферы деятельности в тендерных продажах. Есть прибыльные, пользующиеся спросом и низкоконкурентные. Подготовили инструкцию по их выбору.
Как подобрать нишу в закупках
Вот инструкция как узнать нишу продаваемого товара на госзакупках:
- выяснить, каким спросом пользуется продукция;
- уточнить требования заказчиков;
- провести анализ конкурентов;
- рассчитать прибыльность сделки.
Разберем каждый этап подробнее.
Какие товары и работы пользуются стабильным спросом
Количество госзаказчиков постепенно увеличивается. По данным Минфина, только за 3 квартала 2020 года объем закупок составил 6,6 трлн рублей. Пандемия внесла коррективы, но большинство потребностей госучреждений стабильны и приносят прибыль участникам тендеров. Приводим рейтинг ниш на госзакупках из отчета Минфина:
- Большую часть рынка берет на себя торговля (39%):
- все, что необходимо здравоохранению;
- продукты питания;
- техника и оборудование;
- спецодежда;
- хозтовары.
- Строительные работы (21%).
- Постройка зданий (8%).
- Автомобили (7%).
- Лекарства (4%).
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Также организациям всегда требуются компании, которые специализируются на обслуживании и ремонте различного рода техники или оказывают финансовые услуги, хотя цена таких контрактов и не занимает большую часть рынка. Закупки инновационного оборудования, канцелярия, организация увеселительных мероприятий в кризис всегда уходят на второй план.
Поиск свободной ниши
Конкуренция в прибыльных нишах госзакупок самая высокая и получить контракт в этих отраслях труднее. Если заказчикам всегда нужен какой-то определенный товар, это не значит, что участие в таком тендере гарантирует прибыль. Иногда проще заработать на поставках других товаров, даже если потребность в них только набирает обороты.
Чтобы найти низкоконкурентные ниши в госзакупках и заработать, отслеживайте новости госсектора. Например, если принята программа о повышении доступности организаций для инвалидов, в ближайшее время появятся заказы на обустройство пандусов.
Вот чек-лист для анализа ниши в госзакупках для предпринимателей:
- Выясните, каким спросом пользуется ваш товар:
- закупают ли подобный товар госзаказчики;
- есть ли зависимость от региона;
- есть ли зависимость от сезона.
- Уточните, каковы требования заказчиков:
- есть ли ограничения для поставщиков;
- есть ли особенности допуска.
- Проведите анализ конкурентов:
- есть ли постоянные участники;
- сколько участников;
- меняются ли победители в аналогичных тендерах.
- Рассчитайте прибыльность сделки:
- какова цена победителя;
- могу ли я поставить товар за эту же цену;
- сколько составит прибыль.
Если среди победителей аналогичных тендеров одни и те же компании, прорваться на рынок сложнее. Исключите возможность отклонения заявки и исполняйте контракт в полном соответствии с его условиями, чтобы избежать замечаний со стороны заказчика.
Зависимость от региона
Потребности заказчиков зависят и от местонахождения. В каждом городе есть специфика закупок: Санкт-Петербург часто проводит тендеры на реставрацию памятников культуры, регионы с заповедниками заказывают исследования, а промышленные районы готовы платить за обслуживание высокотехнологичного оборудования и поставку сырья.
При выборе ниши для тендерных аукционов России ориентируйтесь на регион, специфику которого вы знаете, и выбирайте доступный для поездок город. Так, участвуя в тендере на стройку за несколько тысяч километров от офиса компании, придется учитывать стоимость поездок на объект, командировочные выплаты, новые для работников природные условия и особенности взаимодействия с местными чиновниками.
Для некоторых видов услуг регион заказчика не принципиален. Например, создание сайтов, услуги по продвижению и тому подобные технологии не зависят от местонахождения исполнителя. При подписании документов, которые подтвердят исполнение контракта, допустимо использование цифровых технологий (цифровая подпись, актирование в ЕИС).
Если конкурентная ниша в дорогом регионе вызывает интерес, оцените расходы и предположительные доходы, прежде чем подавать заявку на участие в тендере.
Сезонность потребностей
Некоторые товары и услуги закупаются только в определенное время. Например, организацию праздников заказывают перед важными для страны датами, уборку снега — зимой, а озеленение территории — весной или летом. При работе в этой нише учитывайте время простоя и другие варианты заработка для компании. Чтобы провести анализ потребностей заказчика в сезонных товарах или работах, смотрите аналогичные тендеры за предыдущий год.
Как узнать уровень спроса на товар
Прежде чем определить, какую нишу выбрать в госзакупках, проанализируйте спрос на товар или работы, которые собираетесь выполнять. Это поможет избежать ошибок и денежных потерь.
Показываем пошаговую инструкцию, как проверить нишу для участия в госзакупках, если компания планирует выйти на рынок.
Шаг 1. Зайти на сайт единой информационной системы, где госзаказчики публикуют извещения о тендерах (zakupki.gov.ru).
Шаг 2. Перейти на вкладку «Закупки».
Шаг 3. В поисковой строке указать ключевые слова и нажать на кнопку «Поиск».
Шаг 4. Уточнить критерии:
- регион, в котором требуется выполнить заказ;
- срок размещения извещения (например, выбрать тендеры за последние три месяца);
- закон, по которому работает заказчик (44-ФЗ или 223-ФЗ);
- этап закупки «Завершена».
Шаг 5. Проанализировать тендеры, которые выдаст система. Если поиск ничего не дал, попробуйте изменить ключевое слово. Например, слово «Event» замените на «организация мероприятий».
Условия сделки
Обязательная часть аналитики ниши в торгах — оценка условий сделки. У каждого направления продаж товаров, работ или услуг есть особенности. Чтобы узнать конкретнее, с чем придется иметь дело, анализируйте тендерную документацию заказчика, которая содержит:
- требования к участникам и их заявкам;
- наличие/отсутствие ограничений (например, на поставку импортных товаров);
- технические требования к товарам и работам;
- срок поставки товара (выполнения работ);
- цену, которую готов заплатить заказчик;
- требования о внесении обеспечения (заявки, исполнения контракта, выполнения гарантийных обязательств);
- подробную инструкцию по участию в тендере;
- условия сделки, которые указаны в проекте контракта.
На что стоит обратить внимание при анализе требований заказчика:
- Наличие ограничений для участников. Например, торги проводят только для субъектов малого предпринимательства.
- Присутствие преференций. Например, для поставщиков отечественных товаров.
- Наличие запретов на поставку импорта.
- Способ размещения заказа. Некоторые товары закупают преимущественно электронным аукционом (компьютерная техника, клининговые услуги и т. п.). Перечень таких покупок утвержден распоряжением правительства №471-р от 21 марта 2016 года. Технологически сложные работы закупают конкурсом (реставрация, стройка и т. п.), как и организацию питания и детского отдыха. Дополнительные требования к таким заказам содержит постановление правительства №99 от 4 февраля 2015 года.
- Запрос дополнительных документов в составе заявки:
- лицензия;
- выписка из реестра СРО;
- документы, которые подтвердят страну происхождения продукции (выписка из реестра Минпромторга, из реестра товаров, которые изготовлены в ЕАЭС, декларацию участника тендера, сертификат о происхождении или акт экспертизы);
- регистрационное удостоверение на медизделия и лекарства;
- лицензия ФСБ о допуске к гостайне (запрашивают в Минобороны, ФСБ и Службе внешней разведки);
- документы, которые подтвердят опыт и квалификацию участника (копии предыдущих контрактов, копии дипломов сотрудников организации и т. п.).
Принесет ли сделка прибыль
Основной критерий при выборе свободной ниши в тендерах — прибыльность сделки. Рассказываем, какие подводные камни приводят к дополнительным потерям:
Ключевые понятия закупочной деятельности
Когда человек впервые сталкивается с закупками, у него может возникнуть множество вопросов. Что из себя представляет закупочная деятельность, что такое ЕИС, ЭТП и контрактная система, какие виды закупок бывают и т.д. И для участия в государственных и коммерческих закупках, ему необходимо, в первую очередь, разобраться в том, что из себя представляют тендеры, чем они различаются и как стать их участником. Во всем этом попробуем разобраться.
Содержание: 1. Закупочная деятельность 2. Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ 3. ЕИС и ЭТП 4. Какие формы закупок существуют? |
Закупочная деятельность
Что такое закупка и закупочная деятельность?
Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).
Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».
Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.
Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.
Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.
Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства. Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.
Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.
Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).
Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.
223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках.
ЕИС и ЭТП
Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте. Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем. Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.
Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках. Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.
Какие формы закупок существуют?
Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком. Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок. Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.
Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.
Аукцион организуют когда основной конкурентной величиной является цена. Побеждает тот, кто поставит самую низкую цену на свой товар, или услуги. При этом, цену участник может менять, видя предложения своих конкурентов. Если при проведении аукциона, цена снизилась до нулевого уровня (менее 0,5 % от начальной), то проводится аукцион на повышение. Выиграет тот, кто поставит наибольшую цену, и платит их не заказчик поставщику, а наоборот.
Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику. Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета. Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.
Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений. Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок. Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.
Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут. Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку. Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.
Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.
Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.
Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.
Источник https://iitrust.ru/articles/expert/nezakonnye-i-serye-shemy-v-goszakupkah-kak-eto-rabotaet-i-chto-za-eto-grozit/
Источник https://gozakaz.ru/instruktsiya-po-vyboru-nishi-dlya-uchastiya-v-goszakupkakh/
Источник https://itcom-consult.ru/kljuchevye-ponjatija-zakupochnoj-dejatelnosti/