Содержание
Спрятанные тендеры, как найти все интересные торги
Для каждого участника закупок не секрет, что одна из важных составляющих работы с тендерами – это поиск. Огромный ряд проблем, с которыми можно столкнуться уже на самом первом этапе работ, может просто-напросто свести с ума. О них сегодня и пойдет речь, а также об их решении.
Боли участников закупок во время поиска тендеров
Все приведенные ниже проблемы поиска закупок являются рядовыми случаями и историями реальных людей.
К сожалению, в системе торгов нет универсального набора слов для названий тендеров и приходится подстраиваться. Огромное количество запросов, точечных и общих, очевидных и нестандартных.
Стоит отметить, что ключевые слова общего характера являются причиной появления лишних тендеров в выдаче, что усложняет процесс отбора в разы. Поэтому приходится вручную писать исключения, чтобы добиться необходимых результатов.
Унифицированной формы названий для извещений нет, и заказчики называют тендеры в соответствии со своими предпочтениями, в том числе таким образом, что их сложно найти поставщику.
Заказчики это делают намеренно или просто по ошибке. Это значит, что такие извещения найдет меньше поставщиков, а следовательно и конкуренция в них будет ниже. В таких тендерах чаще всего небольшое количество участников и незначительное снижение цены по сравнению с отраслью.
Примеры тендеров, которые сложно найти:
Пробелы, другие символы между буквами, или отсутствие пробелов между словами:
Используя не конкретные названия:
С грамматическими ошибками:
Используя сокращения, аббревиатуры:
Также заказчики часто используют общие названия для извещений, например:
По таким названиям сложно сказать, что именно требуется для выполнения заказа. Приходится тратить время на поиск и просмотр документации таких тендеров. И далеко не всегда в них будет то, что вам нужно. Это увеличивает в разы время, затрачиваемое на просмотр таких извещений.
Но не отслеживая их, можно пропустить хороший шанс получить выгодный контракт. Хорошему тендерному специалисту приходится ежедневно просматривать большие объемы информации, искать варианты поиска и решения данной проблемы с максимальной эффективностью.
В то же время, во многих отраслях каждый день публикуется огромное количество тендеров, а ресурс у поставщиков, как правило, все-таки ограничен (время, оборотные средства). Поэтому важно не только найти как можно больше торгов, но и отобрать для участия самые перспективные с точки зрения прибыльности. И здесь появляется еще одна проблема: как из 300 или более тендеров в день быстро отобрать наиболее перспективные?
Так как это постоянная рутинная часть деятельности, неплохо бы было иметь инструмент или способ, который позволит сделать это с наименьшими затратами, а высвободившееся время потратить на более тщательную подготовку к участию, повышая свой процент допусков, а следовательно и побед. Или прорабатывая большее количество тендеров, участвовать в наиболее перспективных или в большем количестве тендеров.
Решение Тендерплан
Тендерплан предлагает поиск не только по ключевым словам в названии тендера, но и в информации об объеме закупки, по кодам классификатора ОКПД2 и в названиях самих кодов, то есть в любом месте, где есть хоть какая-то информация о закупаемых товаре, работе или услуге. Также есть возможность поиска по документации к тендеру и другим критериям.
Широкий набор настроек-критериев для отбора тендеров:
- по конкретным словам;
- по фразам;
- использование слов исключений;
- по кодам ОКПД2;
- по регионам, округам;
- по типам торгов и их статусу;
- по цене и размеру обеспечения заявки/исполнения контракта;
- по заказчику или сразу по нескольким заказчикам.
- по документации к тендеру;
- закупки для СМП или с отсутствием данных ограничений;
- наличие авансирования;
- государственные, коммерческие торги или планы-графики;
- использование сразу нескольких критериев отбора через логические операторы И/ИЛИ.
Система поиска и управления тендерами Тендерплан предлагает более удобный поиск тендеров без временных затрат:
Тендерплан предлагает возможность быстрого и удобного просмотра тендеров: просматривать и отсеивать, отсортировывать тендеры, как в почте. В карточке тендера собрана вся необходимая информация, документы и ссылки на первоисточник, поступление актуальной информации доступно всегда. Документы можно просмотреть не скачивая на свой компьютер. Технически отсмотреть большое количество тендеров в системе можно очень быстро, с минимальным количеством дополнительных переходов по ссылкам, экономя по несколько секунд на каждом микродействии. Мы предлагаем инструмент, максимально приспособленный под задачи специалиста, который на каждом этапе процесса поиска и работы с тендерами помогает сэкономить время.
Используя разные критерии для поиска тендеров можно нивелировать такие моменты, не пропуская тендеры, в которых могли бы принять участие, имея у себя инструмент, дающий преимущество перед конкурентами.
Множество источников размещения информации о закупках
На данный момент, существует великое множество площадок, платформ и источников информации по открытым тендерам. При этом, везде разный интерфейс и не везде представлены все актуальные торги.
Множество источников информации увеличивают количество времени, затрачиваемое на поиск. Интересные торги можно найти не только на сайте ЕИС, но и на коммерческих площадках. Интерфейс каждой из них уникален, а критерии для поиска тендеров зачастую ограничены названием тендера, заказчиком и типом проводимой процедуры. Часто нет возможности ограничить поиск даже по региону. Осуществляя поиск вручную, придется мониторить десятки ЭТП, каждую по отдельности.
Также, на всех первоисточниках есть ограничения на большое количество запросов по ключевым словам без возможности их сохранения. Приходится каждое слово вводить по отдельности и изучать выдачу. О затраченном времени и отсутствии фильтрации и говорить не стоит.
Несмотря на все разнообразие платных систем по поиску и управления тендерами, проблемы не решаются и список ограничений в работе выглядит следующим образом:
- ограничения по количеству обращений из-за риска большой нагрузки на сервер и замедления его работы;
- ограничение по регионам (существуют доплаты за выбор нескольких регионов);
- ограничение на количество ключевых слов в запросе;
- ограничения на обновление информации (раз в день, раз в четыре часа и др.).
Тендерплан предлагает отслеживать торги со всех основных ЭТП в одном месте, не затрачивая время на отдельный поиск на каждой площадке.
Решение Тендерплан
Тендерплан качественно отличается от других систем по данному критерию. Поисковые запросы возможно создавать в неограниченном количестве, ни по количеству слов, ни по количеству самих запросов ограничений нет.
По всем запросам информация появляется практически сразу, время ожидания сведено к минимуму даже в сложных поисковых запросах по документации или в комбинации со всеми критериями отбора.
Вы можете сохранять наборы ключевых слов, отмечать и откладывать понравившиеся тендеры. И никаких доплат или скрытых платежей.
Несколько советов для качественной настройки поиска
Настраивайте несколько поисковых запросов по разным критериям (по названию тендера, по документации, по кодам классификатора ОКПД2, по заказчикам и др.)
Таким образом, вы создадите несколько поисковых запросов перекрывающих друг друга, позволяя найти больше нужных тендеров вне зависимости от того, как заказчик указал их название.
Если объем тендеров по вашему виду деятельности сложен для физического просмотра (их слишком много), выстраивайте поиск по приоритетам. Выделяйте в отдельные ключи самые перспективно интересные тендеры, например по торговым маркам, по вашему району (городу, региону), по наиболее интересным заказчикам, ограничивайте поиск по ценовым диапазонам. Просматривайте в начале эти извещения, затем все остальные.
Используйте все возможности поисковых критериев, подстраивая поиск именно под ваш вид деятельности.
В Тендерплане возможно выстраивать свою систему поисковых запросов, оптимизированных именно под конкретные нужды, используя не только множество критериев для отбора, но и используя логические операторы И/ИЛИ между ними. В качестве примера можно рассмотреть следующее:
Одновременный поиск по названию тендера и по словам в документации. Допустим необходимо найти тендеры на поставку оргтехники торговой марки Samsung. Если указать общие слова для поиска в названии тендера и через логическое ИЛИ прописать конкретные торговые марки, то в выдаче получаем все тендеры по оргтехнике именно марки Samsung.
Или же такой поиск можно использовать для конкретного населенного пункта, района или другой информации: наличие определенных лицензий в требованиях к тендеру, номенклатуры товара. Ключевыми словами ограничиваем вид деятельности, а поиском по документации сужаем поиск до нужного вам.
Поиск с логическими операторами по ОКПД2, когда можно кодами классификатора ограничить всю отрасль медицины, а ключевыми словами отобрать из нее необходимые тендеры.
Пользуясь специальными инструментами для торгов и правильно выстроив поиск и процесс работы с тендерами можно сэкономить массу времени, не пропуская интересные торги и увеличивая эффективность своего участия. Попробуйте сервис Тендерплан, он не оставит вас равнодушным!
Справка о компании:
Тендерплан является одной из крупнейших систем поиска и управления тендерами на российском рынке.
Это онлайн-сервис, разработанный экспертами в сфере закупок, который упрощает работу по поиску и обработке государственных и коммерческих торгов.
В Тендерплане можно искать тендеры любым удобным способом: по словам, документации, кодам ОКПД, по регионам и др.
Все заинтересовавшие тендеры можно отмечать различными метками и сохранять как для себя, так и для коллег.
С 2014 года профессиональная команда разработчиков и тендерных специалистов совершенствует сервис и предоставляет пользователям уникальную возможность совершать работы полного цикла: аналитика закупок/поставщиков, прогнозирование победителей, отслеживание поставщиков и многое другое.
Десятки тысяч клиентов по всей России признали Тендерплан лучшим сервисом для поиска торгов.
Как новичку ориентироваться в тендерах
Поставщик без опыта в закупках попадает на сайт Единой информационной системы (ЕИС) и тонет в информации. Это приводит к тому, что он выбирает не те тендеры и не тех заказчиков. В результате ему не удается одержать победу и заполучить контракт. Он решает, что госзакупки не для него. Это довольно типичная ситуация. Однако ее можно избежать, если с самого начала двигаться в верном направлении.
Преимущества тендерной системы
Сначала нужно понять, почему вообще стоит заниматься госзакупками. В России сегодня не самая лучшая экономическая ситуация для бизнеса. И именно тендеры могут стать отличной сферой деятельности по следующим причинам:
- Платежеспособные покупатели. По данным за 2016 год, 70% денежных средств в стране находится в руках государства. А заказчиками в большинстве тендеров выступают именно бюджетные организации и крупные госкомпании.
- Надежные партнеры. Оплату по договору гарантирует государство. Не нужно проверять добросовестность потенциального контрагента и переживать за то, что он не заплатит.
- Отсутствие затрат на раскрутку. Продавать товары и услуги государственным заказчикам в большинстве случаев может даже начинающая компания без какого-либо опыта. Не нужно делать сайт, вкладываться в рекламу и как-то еще привлекать покупателей. Заказчики сами размещают свои потребности в ЕИС, а поставщики могут выбрать подходящие тендеры совершенно бесплатно.
- Товар под контракт. Обычно в бизнесе сначала тратятся деньги на покупку или производство партии товара, и затраты возвращаются, когда все распродано. В закупках же поставщик сначала заключает контракт, только после этого может закупать товар. Он приобретает ровно столько, сколько нужно по контракту. Он уверен, что весь объем будет реализован.
- Контрагент не передумает. Госзаказчик не вправе отказаться от контракта просто потому, что передумал или нашел более подходящий товар. Расторжение контракта возможно, но лишь по причине нарушений со стороны поставщика.
- Контракты на любые суммы. Среди государственных тендеров есть закупки стоимостью несколько миллиардов рублей. Вместе с тем немало торгов стоимостью в десятки тысяч и даже меньше. Поэтому любая компания найдет себе подходящие заказы.
Классификация заказчиков
Все заказчики на тендерах подразделяются на три группы в зависимости от того, каким законодательством они руководствуются в своей закупочной деятельности:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Заказчики, которые работают по закону 44-ФЗ. Это разнообразные бюджетные организации и учреждения — от органов федеральной, региональной власти, городских и районных администраций до больниц, школ и детских садов. Такие закачки не имеют собственных денег — всю свою деятельность они обеспечивают за счет поступлений из бюджета. Поэтому и закупки они производят по самым жестким правилам.
- Заказчики, которые работают по закону 223-ФЗ. Это государственные корпорации и компании с госучастием. Например, Роснефть, РЖД, Сбербанк. Они распоряжаются деньгами, которые заработали сами. Но поскольку их часть принадлежит государству, как собственнику этих компаний, все их закупки также регламентируются.
- Все остальные заказчики, внедрившие систему тендеров. В своей деятельности они руководствуются гражданским законодательством. Они не обязаны по закону приобретать товары и услуги через торги. Такая система выбрана ими добровольно, поскольку это удобный инструмент. Некоторые собственники бизнеса сталкиваются с тем, что специалисты отдела закупок действуют в своих интересах в ущерб компании. Если закупка будет проводиться через тендер на электронной площадке (ЭТП), собственник бизнеса может на любом этапе все проконтролировать.
Почему важно знать, к какой категории относится заказчик? От этого зависит многое в процедуре закупки. У организаций из этих групп разный уровень ответственности за подготовку, проведение и результат торгов. Закон 44-ФЗ регламентирует буквально каждый шаг заказчика. Например, он обязывает:
- выбирать определенный способ торгов;
- проводить все этапы закупки в строго установленные сроки;
- требовать у участников только те документы и сведения, которые разрешены законом;
- оценивать поданные заявки по четко установленным критериям;
- в обязательном порядке заключить договор с победителем торгов;
- произвести оплату исполненного контракта в строго отведенный срок.
Если какое-то из требований закона будет нарушено, к ответственному за это должностному лицу будут применены штрафные санкции. Законом предусмотрено несколько десятков различных штрафов, причем некоторые из них достигают 30 000-50 000 тыс. рублей. Есть нарушения, за которые работника заказчика могут дисквалифицировать на 2 года, то есть запретить ему осуществлять в этот период свою профессиональную деятельность.
Многие поставщики опасаются участвовать в государственных закупках, поскольку считают, что правят бал там заказчики. И что они не станут отдавать предпочтение малым, никому не известным компаниям или ИП. Это все заблуждение. Закон 44-ФЗ не терпит никакой самодеятельности. Он жестко ограничивает заказчиков в выборе и заставляет ориентироваться на выгодность предложения.
Закон 223-ФЗ называют рамочным, поскольку он устанавливает лишь определенные границы для заказчиков. Многие вопросы они решают сами. Компании, относящиеся к 3 группе, и вовсе не обязаны соблюдать никаких специальных условий, кроме общих требований для сделок, прописанных в Гражданском кодексе.
Формы закупок
Закупки по закону 44-ФЗ проводятся строго в электронном виде. Для этого отобраны 8 федеральных электронных площадок. Чтобы участвовать в таких торгах, нужно пройти регистрацию в ЕИС.
Закупки по закону 223-ФЗ могут проводиться и в электронной форме, и в бумажном виде. Во втором случае участнику нужно будет заполнять заявку на бумаге, запечатывать в конверте передавать заказчику. В какой форме проводить процедуру — это заказчик решает сам. Однако есть ограничение: торги, организованные для субъектов малого и среднего бизнеса, должны проходить на федеральных ЭТП. В остальном же заказчик ограничен лишь одним документом — Положением о закупке, которое разрабатывает сам. Электронную закупку он может объявить на федеральной или на любой коммерческой площадке.
Торги, заказчиками в которых выступают негосударственные компании, проводятся на коммерческих электронных площадках.
По строгости правил электронные закупки можно разбить на 2 группы:
- Торги по закону 44-ФЗ. Обычно их называют государственными закупками. В эту же группу целесообразно отнести закупки по закону 223-ФЗ, организованные специально для субъектов малого и среднего бизнеса. Они проводятся по тем же правилам, что и государственные торги.
- Обычные торги по закону 223-ФЗ и закупки коммерческих компаний. Между ними очень много общего, поэтому их можно объединить в одну группу.
Совет. Начинающим стоит обратить внимание на торги из первой группы.
Способы определения поставщиков
Госзакупки проводятся через процедуры следующих видов:
- Конкурс. В документации заказчик подробно описывает нужный ему объект закупки, требования к исполнителю и другие условия сделки. Победу одерживает тот поставщик, который предложит заказчику лучшие условия исполнения его заказа.
- Запрос предложений. В целом похож на конкурс, но проводится быстрее и в строго определенных законом случаях. Такой тип торгов встречается изредка.
- Запрос котировок. Заказчик четко определяет параметры нужных товаров или услуг, а поставщики лишь предлагают свои цены. Побеждает тот, чья цена самая низкая. Максимальная сумма контракта — 500 000 рублей. . Заказчик четко прописывает требования к товарам и услугам. Цена определяется на торгах в реальном времени, в ходе которых она движется в сторону снижения. То есть участник имеет возможность в ходе процедуры уменьшить свою цену. Побеждает тот, кто подал последнюю заявку с самой низкой ценой.
Особенности аукционов и запросов котировок в том, что допущенные к процедуре поставщики будут соревноваться только по одному параметру — по цене.
Особый интерес представляют аукционы. Заказчик до последнего не знает, кто в нем участвует. Заявка подается без указания наименования организации или ИП, в ней лишь перечисляются параметры предлагаемого товара. Заявителям присваиваются номера, под которыми они и торгуются во время аукциона. И только после окончания процедуры заказчику становится известно, с кем ему придется заключать контракт.
Для участия в аукционах по 44-ФЗ совершенно не важно, как давно существует бизнес, сколько сделок осуществлено, есть ли у компании активы и работники, является ли она производителем или посредником. Любая фирма или ИП, способные оказать нужно услугу или поставить требуемый товар, могут принимать участие в торгах. Для победы нужно лишь предложить наименьшую цену. С запросами котировок все аналогично.
С конкурсами и запросами предложений дела обстоятельства сложнее. Тут может быть важен опыт поставщика, наличие у него ресурсов, работников, а также иные условия. То есть заказчик будет оценивать заявки по разным критериям.
Закупки корпоративные и коммерческие также могут осуществляться через указанные выше процедуры, хотя и по несколько иным правилам. Вместе с тем заказчики могут проводить и иные способы определения поставщика. Например, популярны запросы цен и корпоративные переговоры. Требования к исполнителям также устанавливают сами заказчики. Поэтому начинающим довольно сложно выиграть такие тендеры.
Совет. Начинающим стоит обратить внимание на аукционы и запросы котировок по закону 44-ФЗ. Это несложно, поскольку среди государственных закупок они занимают значительную часть.
Стратегия победы
Итак, поставщик сосредоточился на аукционах и запросах котировок по 44-ФЗ, а это значит, он может победить только за счет снижения цены. Для этого есть 2 пути:
- уменьшать себестоимость товаров или услуг;
- уменьшать норму своей прибыли.
Главная цель участия в закупках для коммерческих компаний — получить прибыль. Но иногда ею приходится поступиться ради того, чтобы заполучить выгодный контракт. Для начинающих это может быть полезно в том плане, что даст опыт, который может понадобиться в более дорогих закупках. Тем не менее участие в госторгах должно принести владельцу бизнеса ощутимую прибыль, из-за которой оно все это затеял. Поэтому снижать цену следует за счет уменьшения себестоимости.
В первую очередь нужно определиться с организационно-правовой формой. Даже если у вас уже есть компания, для участия в закупках лучше зарегистрироваться в качестве ИП. Это позволит сократить затраты на вывод прибыли из бизнеса, а значит, уменьшить себестоимость продукции. Учредитель организации не может просто так расходовать заработанные денежные средства. У него есть 2 варианта:
- наняться свою же фирму на работу (например, директором) и получать заработную плату. В этом случае он будет уплачивать в виде обязательных отчислений (НДФЛ и страховых взносов) сумму в размере 40% от заработной платы.
- получать дивиденды ежеквартально или реже (в зависимости от того, что записано в уставе). С них нужно будет платить налог по ставке 13%.
Если же вместо ООО участвовать в тендерах будет ИП, то любую часть выручки он сможет просто перечислить с расчетного счета на свою личную карту. Выручка предпринимателя тоже облагается налогом, но в целом нагрузка гораздо меньше, чем на организации.
Выбор системы налогообложения
Для участия в закупках целесообразно применять какой-либо льготный налоговый спецрежим. Универсальным вариантом является упрощенная система — она может применяться вне зависимости от того, чем занимается бизнесмен. Чтобы применять ЕНВД или патент, нужны определенные виды деятельности. Также есть ограничения по региональной принадлежности. Например, в Москве ЕНВД нет.
Для участия в закупках по оказанию услуг целесообразно выбирать УСН с объектом «доходы». При оказании услуг не так много расходов, поэтому их можно не учитывать. В этом случае налог платится со всей суммы дохода по ставке 6%. Если же реализуются товары, то выбор делается в пользу УСН с объектом «доходы минус расходы» и ставкой налога 15%.То есть нужно будет платить налог с разницы между тем, что заработано, и тем, что потрачено.
Не стоит выбирать в качестве системы налогообложения основную, поскольку тогда придется уплачивать НДС. Отсутствие этого налога на спецрежимах — большое преимущество для участия в госзакупках, ведь благодаря этому поставщик может сильнее снизить цену.
Есть расхожее мнение, что государственные заказчики работают с крупным бизнесом и с плательщиками НДС. Это заблуждение. Заказчики по закону 44-ФЗ сами НДС не платят. Поэтому им совершенно все равно, платят ли их поставщики НДС или нет, ведь они не заявляют входную часть этого налога к вычету.
Поиск альтернативных товаров
Заказчики по закону 44-ФЗ не могут по своему желанию закупить товар определенного бренда. Они должны ориентироваться на его характеристики. Например, бюджетному учреждению нужен принтер. Закупщик подбирает модель, которая обладает нужными характеристиками. Он может прописать в документации марку и модель этого принтера, но обязан добавить фразу «или эквивалент». Это значит, что поставщик может предложить не только эту модель, но и аналог с такими же характеристиками.
О возможности поставки эквивалентного товара знают не все поставщики. Если в документации есть название производителя, бренд или модель, большинство будет искать именно этот товар. Тогда как на рынке, вполне возможно, существуют более дешевые модели с аналогичными характеристиками, которые выпускают какие-то менее известные бренды. В рамках торгов по закону 44-ФЗ вполне можно такой товар предложить заказчику. И если он действительно эквивалентен по указанным в закупке характеристикам, заказчик его купит.
Это универсальные инструменты для снижения цены предлагаемых товаров. В рамках своего бизнеса каждый владелец должен искать собственные пути снижения себестоимости.
Источник https://www.garant.ru/article/1265822/
Источник https://zakupki-kontur.ru/news/kak-novichku-orientirovatsya-v-tenderax/
Источник