Содержание
Инвестиции российского бизнеса на рынках развивающихся стран: проблемы и перспективы
Интеграция российских корпораций в глобальные кооперационные цепочки предполагает расширение их присутствия на рынках развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой. Однако для отечественного бизнеса этот процесс связан с высокими рисками, которые, в частности, затрагивают инвестиционный климат этих стран. В снижении рисков заинтересованы не только российские инвесторы, но и правительство России в части, касающейся реализации политики в сфере СМР.
Ускорение темпов роста стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, положительные прогнозы развития африканских государств привлекают все большее внимание международных инвесторов. Интеграция российских корпораций в глобальные кооперационные цепочки предполагает расширение их присутствия на рынках развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой. Однако для отечественного бизнеса этот процесс связан с высокими рисками, которые, в частности, затрагивают инвестиционный климат этих стран. В снижении рисков заинтересованы не только российские инвесторы, но и правительство России в части, касающейся реализации политики в сфере содействия международному развитию. В связи с этим актуальным представляется анализ существующих и возможных форм и механизмов сотрудничества российского правительства и бизнеса в развивающихся странах.
Российский бизнес за рубежом
Начиная с 2000-х годов российский бизнес вошел в число крупнейших экспортеров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [1]. За последние семь лет глобальный рынок ПИИ сократился почти вдвое по сравнению с докризисным уровнем в 1,9 трлн долл. и составил 1 трлн долл. Тем не менее с 2009 г. Российская Федерация стала чистым экспортером прямых иностранных инвестиций и заняла восьмое место в списке крупнейших мировых экспортеров ПИИ [1]. В 2012 г. объем экспортированных Россией ПИИ превысил 51 млрд долл., в то время как приток ПИИ в российскую экономику составил 18,6 млрд долл.
Основными направлениями оттока ПИИ стали Кипр (34,1%), Нидерланды (14,7%), Сент-Китс и Невис (6,8%), Британские Виргинские острова (6,3%), Швейцария (5,8%), Беларусь (4,8%), США (2,5%) и Великобритания (1,8%). Ключевыми получателями российских ПИИ являются офшорные страны и территории, которые предоставляют транзитную платформу для дальнейшего движения капитала в другие страны. Зарубежные активы крупнейших российских компаний сконцентрированы в государствах ЕС (46%) и СНГ (22%), США и Канаде (19%), причем преимущественно в добывающем секторе экономики. Среди ведущих экспортеров ПИИ – компании «ЛУКОЙЛ» (23%), «Газпром» (19%) и «Норильский никель» (15%) [7] (см. табл. 1).
Таблица 1.Российские компании по объему активов за рубежом (2012 г.)
Российская компания | Зарубежные активы, млн долл. | Иностранное государство | Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, млн долл. |
---|---|---|---|
ЛУКОЙЛ | 20805 | Кипр | 29553 |
Газпром | 17236 | Швейцария | 8020 |
Норильский никель | 12843 | США | 7760 |
Евраз | 6221 | Великобритания | 5901 |
Северсталь | 5130 | Беларусь | 5901 |
РУСАЛ | 4533 | Люксембург | 4944 |
МТС | 3812 | Виргинские острова (Брит.) | 4820 |
Вымпелком | 3572 | Австрия | 1574 |
Новолипецкий металлургический комбинат | 1594 | Украина | 1461 |
Источник: Росстат, Московская школа управления «Сколково», собственные расчеты автора.
Российские компании недостаточно представлены на рынках развивающихся стран. Доля капитала российского бизнеса в беднейших государствах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии остается низкой. К примеру, этот показатель не превышает 8% в странах Тропической Африки и 1% в странах Ближнего Востока и Северной Африки [2]. На развивающихся и быстро растущих рынках российских инвесторов активно теснят конкуренты из США, Китая, Австралии. По данным ЮНКТАД, в 2011 г. 10 из 20 крупнейших стран-получателей ПИИ относились к развивающимся экономикам [3]. Увеличение объемов ПИИ связано, в первую очередь, с быстрым экономическим ростом государств Азии, Латинской Америки, Африки.
Латинская Америка традиционно воспринималась российским бизнесом как достаточно удаленная территория с высокими институциональными и коммерческими рисками. Именно этим во многом объясняется относительно невысокий уровень российских активов и проектов в регионе. Тем не менее в посткризисный период обозначился интерес российских компаний к бразильским рынкам нефти и металлургии. Объем инвестиций в эти секторы составил: «Мечел» – 200 млн долл., «Северсталь» – 49 млн долл., «ТНК BP» – 1 млрд долл. [3]
Что касается Африки, работающие здесь российские компании («РУСАЛ», «Ренова», «ЛУКОЙЛ» и др.) сталкиваются с операционными и институциональными проблемами. В то же время российский бизнес активно расширяет свое присутствие в добывающей промышленности. В настоящее время доля российского капитала в странах Африки составляет 11%. В Юго-Восточной Азии устремления бизнесменов из России направлены на Камбоджу и Лаос [4].
Интеграция российского бизнеса в систему мирохозяйственных отношений связана с его более интенсивным участием в цепочках формирования стоимости, что, в свою очередь, предполагает расширение производства и на рынках развивающихся стран в зависимости от наличия дефицитных факторов производства. Тем не менее политические риски, неэффективная система предоставления государственной поддержки экспортерам капитала, в которой центр тяжести смещен в сторону компаний с участием государства в акционерном капитале, значительно усложняют задачу расширения присутствия отечественного бизнеса на рынках этих стран.
Вопросы инвестиционного климата в развивающихся странах
Один из ключевых барьеров для экспансии российского бизнеса в развивающиеся страны – плохой инвестиционный климат. Для него характерны высокие политические риски, низкое качество инфраструктуры, отсутствие эффективных практик регулирования прав собственности. Ситуация усугубилась после глобального экономического и финансового кризиса 2008–2009 гг. Страны-получатели ПИИ оказались в еще более уязвимом положении, что способствовало повышению конкуренции за привлечение ПИИ.
Как показал анализ более 30 тыс. проектов, связанных с предоставлением ПИИ, проведенный Международной финансовой корпорацией, предоставление государством информации о факторах, определяющих инвестиционный климат, а также программы доноров, в существенной степени влияют на решения инвесторов относительно работы в тех или иных странах [5]. Более того, исследование, проведенное Оксфордским университетом, показало, что каждый доллар, потраченный на улучшение инвестиционного климата, способствует привлечению 189 долл. в виде ПИИ, а 78 долл., потраченные на укрепление факторов инвестиционного климата, создают одно рабочее место [6].
В развивающихся странах недостаточно развиты такие факторы инвестиционного климата, как практика защиты интеллектуальных прав, гибкость рынка, низкий уровень коррупции, человеческий капитал, инфраструктура. Эти факторы в большей степени относятся к общественным благам, которые не предоставляются в полной мере правительствами развивающихся стран. Недостаток общественных благ может быть преодолен за счет программ в сфере содействия международному развитию (СМР), реализуемых Россией в сотрудничестве с другими донорами и частным сектором. Такое сотрудничество может создать платформу для деятельности бизнеса на рынках развивающихся стран, имеющих высокий потенциал.
Благоприятный инвестиционный климат способствует росту конкуренции среди участников рынка, что, в свою очередь, влияет на стоимость товаров и услуг в экономике беднейших стран. Более того, расширение бизнеса влечет за собой увеличение налоговой базы, которая позволяет правительствам увеличивать расходы на здравоохранение и образование. Поддержка этих секторов со стороны государства входит в число основных условий развития человеческого капитала и экономического роста.
Процессы содействия развитию не могут быть отделены от проектов по улучшению инвестиционного климата. Именно поэтому осуществление данных проектов должно координироваться правительством и бизнесом через многосторонние и двусторонние механизмы. Россия обладает высоким потенциалом в плане экспорта предпринимательского капитала, что может послужить преимуществом и системообразующим фактором в реализации ее внешнеэкономической политики.
Механизмы поддержки российского бизнеса на рынках развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой
В настоящее время правительство России предпринимает широкий спектр мер для поддержки российского бизнеса за рубежом. На сегодня соглашения о сотрудничестве с МИД заключили Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», «Опора России», Ассоциация российских банков, Союз нефтегазопромышленников России, Союз машиностроителей России, Московская международная бизнес-ассоциация, а также Внешэкономбанк, компании «РЖД», «Роснанотехнологии», «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель».
Тем не менее дипломатическое сотрудничество не может служить исчерпывающим инструментом для поддержки российского бизнеса на развивающихся рынках. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и программы в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) дополняют программы в сфере СМР, реализуемые Россией и другими донорами, а также способствуют формированию схожих социально-экономических эффектов.
Государственно-частное партнерство. Одним из наиболее эффективных способов расширения масштабов работы российских ТНК в этой группе стран может стать сотрудничество с российскими институтами развития, поддерживающими бизнес на зарубежных рынках, в том числе через механизмы ГЧП. Данные механизмы могут стать эффективным инструментом для интеграции бизнеса в правительственные проекты, связанные с СМР.
ГЧП – один из наиболее эффективных способов расширения масштабов участия российских ТНК в государственных проектах, направленных на СМР. Несмотря на разнообразную и уникальную природу, проекты в сфере ГЧП имеют высокий потенциал для достижения Целей развития тысячелетия и выполнения международной повестки развития на период после 2015 г. Более того, сотрудничество с частным сектором в рамках ГЧП является одной из форм реализации Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития (18–22 марта 2002 г.) в части, касающейся диверсификации финансов для решения проблем, связанных с развитием.
Отметим положительные моменты использования ГЧП в сфере СМР. Во-первых, проекты ГЧП решают проблему неэффективности государственного регулирования, провалов рынка, а также снижают риски, связанные с финансированием программ в сфере развития. Таким образом, ГЧП выступает в качестве альтернативного способа решения проблем развития.
Во-вторых, использование механизмов ГЧП в сфере СМР представляет собой новый способ объединения ресурсов и компетенций традиционных и новых участников СМР. Механизмы ГЧП позволяют им в равной мере разделять риски и выгоды, связанные с реализацией проектов, не предполагающих иерархию, сохраняя при этом собственные цели и задачи.
В-третьих, проекты ГЧП генерируют дополнительную стоимость через оптимизацию и эффекты, связанные с синергией, которых невозможно было бы достичь при раздельной работе партнеров. Использование инструментов ГЧП в сфере СМР, по сути, способствует появлению уникального нового продукта, который в краткосрочной перспективе позволяет решить проблемы беднейших стран, а в долгосрочной – сформировать факторы устойчивого развития. В части, касающейся формирования экономических эффектов, как в ближайшем, так и в отдаленном будущем такие проекты с низкой долей вероятности могут быть заменены альтернативами в условиях низких темпов развития беднейших стран.
В последнее время в сфере СМР можно отметить тенденцию трансформации традиционных форм ГЧП и появления многосторонних партнерств, объединяющих представителей государственного сектора, частных компаний и неправительственных организаций. Появлению такого рода партнерств зачастую способствует комплексность процесса СМР, который связан с множественностью целей экономического развития беднейших стран, вероятностью отрицательного значения показателя чистой приведенной стоимости проекта, необходимостью укрепления национальных институтов для обеспечения преемственности результатов реализации проектов в сфере СМР в долгосрочной перспективе.
Корпоративная социальная ответственность. Другим направлением участия бизнеса в СМР может стать реализация проектов в рамках корпоративной социальной ответственности (КСО). Бизнес рассматривает реализацию программ в сфере КСО в качестве одного из инструментов снижения социальных рисков, а также сохранения лояльности существующих и потенциальных клиентов в развивающихся странах. Государственный сектор связывает программы корпоративной социальной ответственности бизнеса со снижением экологических и социальных рисков (на этом также делают акцент многосторонние и двусторонние доноры). В связи с этим деятельность бизнеса и доноров в странах, принимающих помощь, часто пересекается именно по линии КСО.
В международной практике реализация практик КСО в развивающихся странах, в первую очередь, связана с имплементацией бизнесом ряда международных принципов, регулирующих социально-ответственное финансирование. Прежде всего, речь идет о принципах, рекомендованных международными банками развития – Всемирным банком (МФК и МБРР), Азиатским банком развития и Африканским банком развития, которые активно поддерживают процессы социально-экономического развития в беднейших странах.
В практике отечественного бизнеса вопросам социально-ответственного финансирования уделяется наименьшее внимание. Это связано как с отсутствием массовой культуры реализации таких практик и несовершенством национального регулирования программ КСО и социально-ответственного инвестирования, так и со слабой представленностью российского бизнеса на рынках развивающихся стран.
Для преодоления сложившихся барьеров российским компаниям необходимо расширить сотрудничество с НКО, которые владеют более полной информацией о проблемах населения беднейших стран. Деятельность российских и зарубежных НКО способна усилить программы в сфере КСО коммерческих компаний. Инвестиционным институтам необходимо диверсифицировать портфели инвестиций с расширением сегмента микрокредитования в развивающихся странах. Такая практика часто снижает финансовую нагрузку международного бизнеса в части, касающейся реализации программ в сфере КСО, поскольку получателем микрокредитов оказывается мелкий бизнес, деятельность которого связана с решением социальных и экологических проблем на местном уровне.
Выводы и рекомендации
Поддержка национального бизнеса в развивающихся странах не только способствует укреплению позиций отечественных компаний на зарубежных рынках, но и делает более благоприятным местный инвестиционный климат, влияющий на уровень производительности, занятости, заработной платы, которые, в свою очередь, обеспечивают поступательный экономический рост.
Одним из факторов, негативно сказывающихся на конкурентоспособности национального бизнеса на рынках развивающихся стран, является отсутствие практики совместных проектов и партнерской позиции российского бизнеса и государственных институтов в отношении СМР. Повышению эффективности участия бизнеса и его взаимодействия с государством в процессе СМР может способствовать работа по следующим направлениям:
- предоставление органам государственной власти информации о предполагаемых проектах, пересекающихся с российскими государственными программами в сфере СМР в странах присутствия бизнеса;
- участие в разработке программ в сфере СМР и инициирование программ, связанных с обеспечением КСО, в странах присутствия бизнеса.
Со своей стороны государство должно формировать условия для включения бизнеса в программы СМР. Необходимо принять меры, направленные на расширение участия бизнеса в СМР, в том числе через его вовлечение в многосторонние программы, реализуемые международными банками развития.
В настоящее время актуальным направлением для бизнеса является создание системы страхования политических рисков в ходе реализации программ в сфере СМР. Со стороны государства работа в этом направлении может быть запущена через реализацию программ на основе совместного финансирования. Более того, целесообразно использовать уже существующие механизмы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в части, касающейся страхования экспортных кредитов от политических рисков.
Рассмотренные формы сотрудничества по линии ГЧП и КСО могут способствовать расширению стимулов для участия бизнеса в проектах, связанных с СМР, а также созданию российской системы содействия развитию, в которой бизнес будет выступать в качестве ключевого партнера.
Инвестиционный рынок: основные опрделения и перспективы в России
Все успешные и обеспеченные люди обязательно занимаются инвестированием. Но чтобы капиталовложения были действительно выгодными и приносили доход, стоит понимать, что такое инвестиционный рынок, как он работает и какую структуру имеет. Знание всех ключевых аспектов рыночной системы позволит улучшить навыки инвестирования.
Определение и функции рынка капиталовложений
Инвестиционный рынок — это устоявшаяся экономическая система, основными принципами функционирования которой является взаимодействие партнеров и честная конкуренция между её участниками. Характеристики, динамика и движение ИР напрямую зависят от инвестиционной активности его субъектов.
На первый взгляд, инвестиционный рынок — это сложная и непонятная структура, для участия в которой следует обладать весомым багажом знаний в области экономики. На самом деле всё намного проще, главное, разобраться с компонентами и составляющими рынка.
Основные функции ИР:
- активизация имеющегося у населения или государства незадействованного капитала;
- выработка простых и выгодных инвестиционных направлений;
- снижение уровня риска и повышение потенциального дохода;
- увеличение динамики оборота средств;
- урегулирование цен инвестиционных предложений;
- разделение и формирование финансовых потоков;
- предоставление полного объёма информации об осуществляемых сделках.
Важнейшие функции рынка капиталовложений — это создание выгодных предложений для потенциальных капиталовкладчиков и активизация финансовых процессов. Как результат, повышается финансовая стабильность населения и государства в целом.
Структура и главные элементы
Рынок капиталовложений имеет сложную структуру. Это система, объединяющая три полноценных сегмента:
- рынок объектов реального инвестирования;
- рынок объектов финансового инвестирования;
- рынок объектов инновационных инвестиций.
Каждый сегмент отличается уникальным составом и имеет свои особенности функционирования.
Рынок объектов реального инвестирования
Комплексный сегмент, вмещающий в себе три структурных элемента:
- Рынок капитальных вложений. Это капиталовложения в улучшение материально-технической базы компаний. К примеру, закупка нового оборудования, строительство цехов и складов или пополнение автомобильного парка — всё это расходы, относящиеся к капитальным расходам.
- Рынок недвижимости. К данному сектору относятся жилые и нежилые помещения, земельные участки и тому подобное. Стоит отметить, что многие выбирают для себя именно этот элемент и вполне успешно приумножают собственный капитал.
- Рынок прочих материальных объектов. Это направление объединяет сделки купли-продажи драгоценных металлов, антиквариата, предметов искусства, ювелирных изделий и тому подобное.
Объекты реального инвестирования зачастую рассматриваются как инструмент для долгосрочных вложений.
Рынок объектов финансового инвестирования
Сегмент достаточно разнообразный, что позволяет разделить его на два независимых элемента. Первый из них — денежный рынок. Здесь подразумевается система валютных сделок и действия с денежной массой. Основная цель его функционирования — привлечение и «включение в работу» свободного капитала. Сюда относятся и банковские депозиты, и операции с валютой, а также любые непосредственные денежные операции.
Второй элемент сектора — рынок ценных бумаг. Сектор можно уверенно назвать самым понятным и доступным для начинающих инвесторов, поскольку речь идёт о том, чтобы инвестировать в фондовый рынок и государственные ценные бумаги.
Рынок объектов инновационных инвестиций
Направление подразделяется на два независимых элемента:
- интеллектуальные инвестиции;
- научные и технические инновации.
Характерной чертой сегмента является тот факт, что деньги вкладываются в нематериальные объекты — науку, исследования, разработки и тому подобное.
Рынок интеллектуальных инвестиций подразумевает капиталовложения в некие неосязаемые активы. В рамках этого направления совершаются сделки по реализации или приобретению товарных знаков, торговых марок, патентов, лицензий и тому подобное.
Рынок научных и технических инноваций включает инвесторов, вкладывающих собственные материальные активы в разного рода исследования и научные разработки.
Говоря о структуре рынка инноваций, важно понимать, что каждый сегмент по-своему интересен в плане капиталовложений. И выбор области вкладов зависит от интересов и познаний инвестора.
Участники инвестиционного рынка
Участниками инвестрынка выступают субъекты процесса капиталовложений. Каждый из них имеет определённую роль и функциональные обязанности. В ходе развития сфер капиталовложений и изменения его динамики, участники могут самостоятельно менять свою роль, переходя из одной категории в иную.
Субъектами инвестиционного рынка выступают:
- продавцы;
- покупатели;
- посредники.
Продавцы предлагают определённый инвестиционный товар или услугу с целью привлечения свободных денег потенциальных покупателей. Сделки между первыми двумя категориями могут быть совершены напрямую или же с привлечением третьих лиц — посредников.
Категория посредников объединяет в себя брокеров, дилеров и вспомогательный персонал: торговые консультанты, аналитики, работники бирж и т. п.
Рыночная конъюнктура
Под конъюнктурой подразумевается форма обозначения последовательности определённых факторов, которые имеют непосредственное влияние на развитие пропорций спроса и предложения, конкуренцию и уровень цен.
Анализ конъюнктуры и динамики инвестиционного рынка позволяет выделить четыре этапа его развития:
- Возрастание рыночной конъюнктуры на фоне общего подъёма макро- и микроэкономики. В этот же момент констатируется увеличение динамики всех текущих рыночных процедур. Главный признак рассматриваемого периода – стабильное увеличение спроса на все виды инвестиционных предложений. Логическим образом это становится причиной ценового подъёма на предложения рынка.
- Конъюнктурный бум — очень стремительное наращивание спроса на все виды инвестиционных предложений, что приводит к некоторому дефициту. Период является положительным и для продавцов, и для покупателей, поскольку именно в это время отмечается максимальный доход для всех сторон.
- Постепенное ослабление конъюнктуры — начало этапа характеризуется кратковременным выравниванием спроса и предложения, затем предложения опережают спрос. Яркая характеристика периода — ухудшение экономической ситуации в регионе.
- Конъюнктурный спад — самый неблагоприятный этап для инвестиционной деятельности. Отмечается стремительное падение спроса, которое приводит к снижению предложений. Если говорить о прибыли от капиталовложений, то в данном периоде она минимальна.
Понимание рыночной конъюнктуры поможет инвестору правильно спланировать собственную деятельность, что положительно скажется на объёмах его прибыли.
Инвестиционный рынок РФ
Российский инвестиционный рынок достаточно уникален и аутентичен. Это обусловлено его достаточно поздним развитием. Однако за четверть века существования новой экономической системы удалось достичь относительно высоких результатов в некоторых сферах капиталовложений. А именно — в банковской сфере и на фондовом рынке.
Корпоративный рынок, сферы малого и среднего бизнеса ещё немного уступают лидерам, но в целом результат неплохой.
Эксперты отмечают положительные перспективы рынка инвестиций РФ. Подтверждением этому является стремительное изменение инвестиционного климата в государстве.
Население получило положительный опыт и неплохой доход, инвестируя в банковскую сферу или в ценные бумаги, и уже готово осваивать новые горизонты.
Сегодня в России активно развивается инвестиционный рынок инноваций и интеллектуальных ресурсов. Причем капиталовкладчиками, как правило, выступают крупные инвестиционные организации.
Основные направления в экономике вкладов РФ:
- стартапы;
- высокотехнологические компании;
- разнообразные перспективные инновационные проекты.
Благодаря этому можно рассчитывать, что вскоре мощные международные инвесторы откроют для себя Россию как площадку для выгодных капиталовложений.
Инвестиционная политика государства
Инвестиционный климат в стране может быть изменён при помощи трёх мощных инструментов, к которым относятся:
- научно-техническая политика — отслеживание и контроль достижений в сфере науки и технологий;
- амортизационная политика — контроль стремительности воспроизводства и темпов увеличения основных фондов;
- политика, отвечающая за привлечение иностранных инвесторов.
Именно эти три инструмента и являются составляющими инвестиционной политики государства.
Эффективность инвестиционной политики государства — важнейший макроэкономический показатель, свидетельствующий об экономическом здоровье страны и перспективах её развития.
При этом государство заинтересовано в:
- Расчёте оптимального размера капиталовложений на каждый временной период.
- Поиске путей увеличения эффективности использования инвестиционного ресурса.
- Определении точных целей развития среды капиталовложений.
Таким образом, главной целью инвестиционной политики страны выступает привлечение как можно большего числа инвесторов: как отечественных, так и иностранных. Это позволяет не только ускорить темпы развития всех отраслей производства, но и стабилизировать экономическую ситуацию в государстве в целом.
Рынок инвестиций открыт буквально для каждого. Не обязательно иметь большой объём свободного капитала, чтобы получить доступ к инвестиционным инструментам. Для начала достаточно семейных сбережений. А правильно поставив перед собой цели и проявив немного упорства, гарантировано удастся увеличить этот капитал.
Источник https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/investitsii-rossiyskogo-biznesa-na-rynkakh-razvivayushchikhs/
Источник https://moneyscanner.net/investicionnyj-rynok/
Источник