Содержание
Как инвестировать в искусство: подробности
Нестабильность фондовых рынков стимулирует инвесторов анализировать альтернативные варианты вложения средств. Согласно сведениям Knight Frank, прибыль от приобретения произведений искусств составила 226% за последние 10 лет. Индексы ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics свидетельствуют о 350% доходности, полученной инвесторами в предметы живописи и графики за период 2008— 2014 гг. Почему инвестиции в произведения искусства выгодны и какие есть минусы?
Художник: Юрий Аратовский
Как работают
Осуществление вложений в искусство, иначе говоря, в предмет искусства, происходит, когда инвестор покупает художественные произведения с целью в будущем их перепродать с выгодой. Расчёт прибыли очевиден (разница цены между продажной и покупной) и логичен, ведь при правильном выборе художественное произведение со временем только прибавляет в стоимости, чем и пользуется искушенный инвестор. Произведения искусства составляют весьма немалый пласт предметов: картины, скульптуры, редкие изделия, антиквариат — всё, для чего применимо понятие «художественная ценность». Скупка таких произведений «с молотка» влечет дополнительные затраты:
- Анализ подлинности изделия. Стоимость услуг специалиста-эксперта зависит от сложности, количества затраченного времени, необходимых документов. Средний ценник составляет $35 за 1 час.
- Транспортировка к месту назначения. Шедевры искусства требуют предварительной подготовки и упаковки. Расчет услуги производится индивидуально, в зависимости от количества предметов, материала используемой тары, количества специалистов, сложности работы. Непосредственно сама перевозка стоит примерно 8 000 рублей за пределы ТТК. Если операция занимает много времени, подключается дополнительная тарификация. Кроме того, необходимо оплатить погрузочно-разгрузочные работы, такелажные услуги, монтаж предметов, оформление документов на вывоз.
- Оформление страховки. Требуется дополнительная оценка предмета. Анализ коллекции стоимостью 1 млн потребует затрат $10-15 тыс. При этом сам страховой полис составит менее 1% от страховой суммы.
- Хранение. Возможно, установка сигнализации или охраны. Расчеты проводятся индивидуально, в зависимости от наличия видеонаблюдения, физической охраны, пожарной сигнализации и пр.
Минимальный срок такого вида вложений составляет 5 лет. При этом нет гарантии, что стоимость приобретения с годами вырастет. К примеру, рынок шедевров изобразительного искусства сильно подвержен веяниям моды. Доказательством является былая популярность русских классиков — Шишкина, Айвазовского. Позднее их место заняли работы импрессионистов — Сезанна, Моне и Ренуара. При этом не исключается вероятность роста популярности малоизвестного художника, что принесет прибыль инвестору или его потомкам.
3 способа инвестировать
По мнению Елены Гуляко, аналитика, партнера Государственного Русского музея, инвестиции в искусство работают и довольно успешно, если не идти на поводу собственного (не всегда сформированного) вкуса, при наличии систематического изучения вопросов «кто», «где», «когда» и «за сколько». Имеются в виду музеи, арт — ярмарки, биеннале, аукционы и премии, в которых участвовал художник. Необходимо ориентироваться на коллекции государственных музеев современного искусства Эрмитажа, Русского музея или избранных частных музеев Людвига и Гуггенхайма.
Другой способ вложения финансов в искусство — приобретение акций организаций, занимающихся деятельностью, связанной с арт-рынком. В число таких компаний входят медиаимперии, аукционные дома, производители оборудования для съемок фильмов, а также кинокорпорации. Многие знаменитые актрисы и модели имеют свой собственный фондовый индикатор.
Третий метод инвестирования заключается в приобретении ПИФов. Примером является «Атланта Арт». Сумма активов закрытого фонда составляет более 130 млн рублей. Для входа в ПИФ придется выложить $33,3 тыс. Другой отечественный фонд — «Собрание ФотоЭффект». Его собственностью являются работы известных фотографов. Минимальный размер инвестиций составляет 500 тыс. рублей.
Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF утверждают, что в кризисные периоды в экономике стандартный набор инвестиционных решений не обеспечивает инвесторам должную степень надёжности (сохранность вложенных средств, возвратность), а уж тем более, привычную доходность за вычетом инфляции. Тогда приходит время альтернативных инвестиций, одна из которых — вложение в предметы искусства. Произведения, имеющие художественную ценность, отодвигают на второй план классические инструменты, сохраняя возможность получить прирост в 30-80% в годовом измерении, а порой и в несколько раз выше. Например, S&P 500 в 2011 году ушел в плюс с показателем 2,7%, тогда как результат индекса Mei Moses All Art Index составил 7,8%. Кроме прибыли, инвестор получает эстетическое наслаждение от владения шедевром искусства.
Порядок действий
Перед вложением средств необходимо оценить инвестиционную ценность предмета. Она определяется следующими характеристиками — оценками: состояние произведения (сохранность), историческая ценность (тем выше цена и, как следствие, стоимость работы), культурная ценность (аналогично с исторической), художественная ценность (оценка профессионалами), аналоги на рынке (обратная взаимосвязь с уникальностью работы). Вторичными факторами являются оценки качества и новаторского стиля работы, участие её в ряде выставок (чем значимее, тем лучше), по возможности — интересная автобиография автора (резюме, портфолио).
Имеет значение биография автора, его известность, а также частота участия в выставках с оценочными заключениями экспертов. Желание инвестировать должно подкрепляться одобрением профессионального галериста с хорошей репутацией. Кроме того, покупатели ценностей должны ориентироваться на статистику индексов крупнейших участников рынка: ArtPrice Global Index, ARTIMX, Mei Moses All Art Index.
Стоимость актива растет пропорционально спросу на него. Ценовые показатели предметов искусства меняются на протяжении более 5-10 лет.
По мнению Максима Аронова, управляющего партнера ГК «Рост.Фонд», ключевая особенность этого способа инвестирования — крайне непрозрачная система оценки актива. В арт-среде на эту тему ходит анекдот: коллекционер спрашивает у арт-дилера: «Сколько стоит картина известного художника Х.?» — на что арт-дилер интересуется: «А мы её покупаем или продаём?» Даже сейчас мы наблюдаем очередной виток крупного спора: российский предприниматель и коллекционер Дмитрий Рыболовлев выставил претензии к аукционному дому «Сотбис» по приобретению топовых активов на сумму $2 млрд, поскольку аукционный дом, согласно его исковому заявлению, способствовал существенному завышению цен на купленные им произведения.
Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF отмечают, что альтернативные инвестиции остаются высокорисковым видом размещения средств, а потому для них справедлива обычная рекомендация в 5-10% капитала, а в идеале — «разбить» портфель по типам предметов искусства («не класть яйца в одну корзину»). Интересна одна зависимость: чем выше цена произведения, тем легче находится покупатель — прямая корреляция стоимости с художественной ценностью. Чем меньше располагаемая для вложения сумма, тем больше необходимо разбираться в известности авторов шедевров, в трендах и ключевых потенциальных покупателях.
Вложение средств в искусство на территории России находится на начальном этапе сравнительно с развитыми странами. Об этом свидетельствует отсутствие законодательной базы направления. Кроме того, отечественные инвесторы охотнее финансируют привычные проекты, несмотря на меньшую доходность. Стоимость шедевра искусства существенно выше, чем покупка ценных бумаг. Цена напрямую влияет на ее спрос. Дорогие предметы искусства имеют высокую художественную ценность, их многие хотят приобрести. Например, стоимость картины Пикассо на аукционе составила рекордные $179,4 млн («Алжирские женщины»). Вкладывать такую сумму в один вид ценных бумаг нецелесообразно — возрастает риск потери всей суммы. А ждать наступления прибыли придется не один год.
Опасайтесь подделок!
С индустрией инвестирования в искусство идёт рука об руку индустрия подделок и значительное количество судебных тяжб. Всё вместе делает арт-рынок крайне непрозрачной средой. И даже несмотря на то, что в области оценки предметов искусства существует целый ряд уважаемых национальных и международных ассоциаций сертифицированных экспертов-оценщиков, проблема всё равно остаётся на повестке дня. Вспомним уголовное дело, заведенное против Елены Баснер, эксперта Государственного Русского музея. Даже профессионалы высокого уровня могут ошибаться. Слабой стороной вложения финансов на покупку шедевров является низкая ликвидность таких предметов. Высокая цена существенно сужает круг покупателей. Без должной профессиональной подготовки или поддержки профессионала легко можно приобрести подделку за большие деньги. Это подтверждает и Максим Аронов, говоря, что когда вкладываешься в недвижимость, ты не можешь проиграть — ты покупаешь актив с определенными ясными характеристиками. А когда покупаешь произведение за подписью эксперта, который утверждает, что это подлинник, а потом против этого эксперта возбуждается уголовное дело не по твоему произведению, в этот момент тебе становится немного не по себе от мысли о том, чем же на самом деле владеешь ты. Елена Гуляко советует следовать рекомендациям ангажированных экспертов. Приобретать, обратившись к экспертам из государственных музеев, старше 55 лет, имеющих опыт «насмотренности», с устоявшейся репутацией и входящих в международные музейные сообщества.
Где приобрести/вложиться
Лучшим способом приобретения является покупка на крупных известных аукционах. Например, Sotheby's или Christie's. Площадки предназначены для очень состоятельных покупателей. Инвесторы с меньшим финансовым портфелем осуществляют сделки на интернет-аукционах, в галереях, на показах шедевров и выставках. Лучшим вариантом считается приобретение непосредственно у автора: сокращается размер затрат на продажу с аукциона. Прибыль от вложения будет больше только в случае подлинности предмета, а также при наличии его художественной, исторической и культурной ценности. Для определения этих составляющих требуется либо свой большой опыт, либо поддержка профессионала.
Для тех, кого не привлекает инвестирование средств в современное искусство, доступно вложение в киноплакаты 1930- 50 гг. Стоимость одного составляет порядка 30-40 тыс. рублей. Цена постоянно растет. Другой способ инвестирования — покупка раритетных изданий книг. В настоящее время спрос на них упал — время вложения средств, поскольку в дальнейшем они подорожают. Направление инвествложений в предметы искусства непрерывно растет. Ожидается открытие европейской арт-биржи SplitArt в Люксембурге. Кроме того, на территории Китая планируется появление 30 площадок продажи произведений искусства.
При этом существует ряд препятствий для развития арт-инвестиций: ликвидность, риски, а также объективность экспертизы и оценки шедевров. По этой причине многие аналитики предлагают инвесторам осуществить арт-вложения как один из видов хобби или развлечения. По мнению Максима Аронова, если говорить об инвестициях в целом, всегда нужно делить портфель — что-то в акции, что-то в недвижимость, что-то в золото и какую-то часть — в произведения искусства. Например, не более 15 % инвестиционного портфеля.
Автор: Вячеслав Рудаков
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наша страница в Facebook
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Инвестиция в искусство: как выбрать картину в интерьер
Искусство и дизайн всегда стоят где-то рядом, но когда речь идет об интеграции предметов искусства в интерьер, сталкиваются вплотную. И здесь возможны два пути: либо гармоничное сочетание, либо – противостояние. О том, что искусство в личном пространстве – глобальный тренд, который только приходит в Россию, мы уже писали. Теперь разбираемся в тонкостях рынка вместе с Тамарой Веховой, искусствоведом, директором арт-галереи «Здесь» и лектором школы-студии дизайна интерьеров «Детали».
Сколько стоит искусство и стоит ли в него инвестировать
Стоимость произведения искусства – это вполне себе понятный и объективный показатель. На произведения тех художников, которые уже давно есть на рынке, в музеях или в большом количестве собраний, цена формируется исходя из перепродаж этих работ на аукционах. Существуют специальные интернет-ресурсы, по которым можно отследить историю продаж картин.
Тем не менее, рынок искусства очень сложен в своем устройстве, и в этом есть как плюсы, так и минусы. Сейчас на рынке сложилась довольно приятная атмосфера для потенциальных покупателей: все очень хорошо договариваются между собой. Главное – найти свою вещь, своего художника. Несмотря на то, что на 100 процентов от тех же подделок никто не застрахован, даже музеи и крупные коллекционеры, люди, которые могут себе это позволить, продолжают собирать собственные коллекции. Это не только интересное хобби, увлечение и страсть, это очень хорошая инвестиция, а риски есть во всех сферах жизни.
Покупка любой картины определенного уровня должна сопровождаться рядом документов. В числе официальных бумаг – экспертное заключение искусствоведа, который имеет надежную репутацию в обществе. Когда речь идет о действительно дорогих приобретениях, стоимость которых, условно говоря, превышает 20 тысяч долларов, есть смысл обратиться за экспертизой в НИНЭ им.Третьякова, экспертное бюро при ГТГ.
Приобретать молодого автора с мыслью о том, что он станет дороже, очень рискованно. Единственное, что действительно имеет очевидную ценность, это работы художников, которые есть в музейных собраниях. Если художник зафиксирован в нескольких, желательно не меньше трех, крупных музеях, и у него есть более-менее солидный список выставок, он, как минимум, не будет терять в цене. Насколько он будет расти, напрямую зависит от того, насколько активно он присутствует на аукционах. На русском портале Artinvestment публикуют много информации об итогах аукционов и прогнозах на ближайшее время. Собственно говоря, аукционные продажи и наличие работ в музеях – это 50, даже 70 процентов успеха.
Как отличить искусство от «пятна на стену»
Отличить настоящее искусство от, что называется «пятна на стену», новичку довольно сложно. Конечно, все весьма субъективно. Но такой критерий, как наличие работ художника в музейных и известных частных собраниях, не стоит недооценивать. При этом если автор активно продается, есть во всех интерьерах и в то же время его работ нет на серьезных выставках, это совершенно четко говорит только о коммерческой ориентированности художника.
Если в гостях окажется человек, который хоть немного разбирается в предмете, и увидит на стенах картины, подобные тем, что продаются в павильонах на Крымском валу, он поймет, что, несмотря на наличие денег и дорогой интерьер, человек ни в искусстве, ни в культуре ничего не понимает. С другой стороны, в квартире может быть очень скромная обстановка, в которой использована одна хорошая вещь – акварель Бенуа, например. Это довольно доступная вещь, которую любой человек может себе позволить, вкладываясь в ремонт. Она выглядит весьма презентабельно, как минимум потому, что Бенуа есть во многих музейных собраниях, это легендарная личность. Самое важное в процессе приобретения искусства – изначально грамотно поставить задачу перед галеристом и сразу обозначить бюджет. Тогда и результат будет достойным.
Беспроигрышные художники и их работы
Очень красивые и одновременно узнаваемые картины и графика Маревны могут стать достойным началом коллекции. Эта художница разработала собственный стиль, объединив пуантилизм с кубизмом. К тому же это легендарная личность: она входила в близкий круг Пикассо, Модильяни, Шагала, была любовницей Диего Риверы, у них родилась общая дочь. При этом ее работы в общем-то доступны по ценам. Александр Бенуа – прекрасный акварелист, он много рисовал, когда путешествовал по Европе. Это важнейший персонаж русской истории: он был главным художником при русских сезонах Дягилева, занимался всей сценографией знаменитых балетных постановок, написал многотомную «Историю русского искусства». Приятно, когда у тебя висит акварель, вокруг которой можно выстроить камерную лекцию. Абстракционисты Андрей Ланской, Леон Зак – две очень интересные фигуры. Они, опять же, доступны по стоимости (если вам не по карману живопись, вы можете приобрести их печатную графику) при том, что присутствуют в коллекциях Tate Modern и Центра Помпиду.
Это очень большое удовольствие – заниматься искусством, владеть искусством. Узнав про контекст, про эпоху, в которую произведение было сделано, ты понимаешь, почему оно именно такое, какое оно есть. Когда ты знаешь художника, его историю, для тебя картина на стене обрастает некоторой легендой. Эта легенда – то, за что платят деньги. Люди платят за легенду о Ван Гоге и его отрезанном ухе, за легенду о великом Сезанне, который придумал рисовать пейзаж в виде треугольничков и перевернул историю искусства. Исторический контекст создает часть стоимости.
Источник https://www.if24.ru/kak-investirovat-v-iskusstvo/
Источник https://design-mate.ru/read/an-experience/how-to-choose-picture-of-interior
Источник