Человеческий капитал: как эффективно управлять главным активом компании?

 

Человеческий капитал: как эффективно управлять главным активом компании?

Человеческий капитал: как эффективно управлять главным активом компании?

Ещё в 2014 году Джош Берсин предсказывал, что HR претерпит кардинальные изменения. Вот 5 ключевых тезисов, опубликованных в ежегодном отчёте.

  1. Люди будут стремиться сменить работу и искать лучшие возможности.
  2. HR-организации сместят акцент с сокращения затрат на удержание и вовлечённость.
  3. Данные станут новой валютой.
  4. Лидерства по-прежнему будет не хватать.
  5. HR-организациям придётся внедрять инновации, чтобы оставаться впереди 1 .

Сегодня, 7 лет спустя, мы видим, что все эти предсказания оказались верными? и все они касаются главного актива любой организации – человеческого капитала.

Что такое человеческий капитал в понимании современной, проактивной компании? Как выстроить управление персоналом, отталкиваясь от идеи ценности каждого сотрудника? На чём HR-ы сегодня делают акцент в работе? Рассматриваем вопросы управления человеческим капиталом – в новом материале Yva.ai.

Что такое человеческий капитал?

Человеческий капитал – это комплекс личных и профессиональных навыков, знаний и умений человека, состояние его физического и психического здоровья, которые влияют на результаты его трудовой деятельности и уровень дохода.

В бизнесе под человеческим капиталом подразумевается надёжный экономический ресурс, эффективность которого зависит от постоянной мотивации и развития персонала в реалиях компании. При этом анализировать человеческий капитал можно по разным признакам. Например, по уровню охвата – в масштабах страны, города или региона, на уровне предприятия, на котором работает человек, или на уровне самого работника.

Например, на уровне страны (макроуровень) можно оценить человеческий капитал по затратам на образование, рабочие командировки, медицинские услуги. На уровне организации (мезоуровень) человеческий капитал воспринимается как способ сохранения конкурентоспособности предприятием. На уровне сотрудника (микроуровень) видна зависимость заработка и расходов человека от личных и профессиональных навыков, приобретённых в процессе работы.

3 уровня для оценки человеческого капитала

Также можно оценить капитал здоровья, культуры и образования человека, проанализировать его профессионализм, интеллектуальные качества и психологические характеристики. Оценка человеческого капитала позволяет более эффективно распределить трудовые ресурсы и способствовать успешной работе каждого отдельного сотрудника.

Интересно рассматривать понятие человеческий капитал в контексте капитала социального. Об этом вы можете узнать из видеоурока Академии Yva.ai, посвящённого основам организационно-сетевого анализа .

Необходимо понимать, что человеческий капитал – это основной актив компании, который требует определённых затрат и усилий. Но важно, чтобы эти усилия не принесли невосполнимые расходы, а стали выгодной долгосрочной инвестицией.

Как построить систему управления персоналом как ценным капиталом?

Короткий ответ – внедряя современные HR-технологии. Сотрудники – ключевой актив компании. Чтобы построить эффективную систему управления персоналом, нужно владеть большим объёмом информации о самом объекте управления. Узнать сильные и слабые стороны, потребности, потенциал, гибкие и жёсткие навыки, психологические особенности, лидерские качества и многое другое, помогает оценка персонала .

Управление человеческим капиталом включает следующие аспекты:

  • глобальное управление персоналом,
  • наём,
  • планирование работы,
  • создание благоприятных условий для реализации трудовых качеств сотрудников,
  • разработка и внедрение систем мотивации персонала ,
  • оценка эффективности персонала,
  • расчёт заработной платы и др.

Так, например, успешность планирования будет напрямую зависеть от того, насколько стратегия бизнеса коррелирует с индивидуальными планами развития сотрудников. Можно планировать без учёта личных интересов сотрудников – и отклонение от плана будет более серьёзным, чем если мы обсудим и учтём пожелания сотрудников, а также будем договариваться об определённых компромиссах.

Например, сотруднику бухгалтерии дадут возможность расширить функционал, но при этом реализуются и интересы компании. Например, он возьмёт на себя кадровое делопроизводство и некоторые функции HR-а. Это востребовано в небольших компаниях, которым часто выгоднее развить недостающие навыки уже нанятого сотрудника, чем нанимать нового человека с этими компетенциями.

Принципы управления человеческим капиталом связаны с инновациями. Применение новых технологий – уже не просто катализатор, а неотъемлемая часть новых подходов и методов управления. Управление человеческим капиталом подразумевает образование команд, которые формируются и управляются гораздо более горизонтально, чем это было ранее.

И ориентироваться на привычное, но устаревшее понимание должностных инструкций, иерархичности, принципа «водопада» в постановке задач – неверно, если мы хотим, чтобы человеческий капитал работал максимально эффективно.

Человеческий капитал – это не только количественные характеристики отдельных людей. Важно оцифровывать синергию коллектива: творческий потенциал, коллективный интеллект, социальные характеристики, лидерские качества, уровень влияния людей друг на друга и т. д.

Без инновационных технологий реализовать непрерывную оценку сложно, поэтому инновации в HR Tech неизбежно сопровождают любые попытки внедрить умное управление человеческим капиталом в организацию. Что это означает на практике для HR-специалиста?

Как меняется роль HR-а в управлении человеческим капиталом? На чём сейчас фокус?

В 2020 году компании узнали, что такое трансформация одним днём и необходимость оцифровать процессы здесь и сейчас 2 . Гибридный формат работы продолжил развёртываться в 2021-м, а следующий год придаст ещё большее ускорение внедрению новых технологий и платформ.

Обеспечить более комфортные условия работы, способствовать развитию профессиональных навыков специалистов, мотивировать их на достижение новых высот в рамках компании – эти задачи HR-а сегодня выходят на первый план. От этого напрямую зависит конкурентоспособность, репутация HR-бренда и, в конечном счёте, прибыль.

Сейчас, как никогда ранее, люди ценят свою жизнь и энергию. Новым, наиболее продуктивным поколениям свойственно легче менять работу и искать работодателя, отвечающего их ценностям и стремлениям.

Многие талантливые сотрудники уходят в компании, в которых проявляют искреннюю заботу о благополучии. Из-за рекордно высокого числа увольнений и нехватки рабочей силы 3 некоторые руководители понимают, что им нужно предоставлять больше, чем стандартные оздоровительные программы и льготы, чтобы сохранить ключевых сотрудников.

Институт Gallup опросил сотрудников, что в первую очередь они ищут в работодателе. Данные показали, что для всех поколений критерий «организация заботится о благополучии сотрудников» входит в топ-3. А для миллениалов и поколения Z это требование №1 4 .

Благополучие отражает то, насколько качественно и полноценно мы проживаем жизнь. Исторически сложилось так, что большинство компаний не считали себя ответственными за поддержку или улучшение благосостояния работников, за исключением предоставления компенсаций и льгот.

Американский институт общественного мнения Gallup выявил 5 ключевых составляющих благополучия сотрудников 5 .

5 аспектов благополучия сотрудников

Сегодня компании, которые хотят соревноваться за таланты, знают, что они не могут зависеть от статус-кво: теперь сотрудники ожидают от руководителей реальной поддержки благополучия жизни. То есть необходимо не только заботиться о благосостоянии своих сотрудников, но и улучшать его.

В этих условиях роль HR-а претерпевает трансформацию. Его роль стала сложнее и важнее за последние 5 лет. У специалистов по подбору персонала и найму теперь есть сотни новых инструментов, технологий и решений, которые можно использовать.

Новые инструменты оценки, базы данных специалистов, другие предложения BigData, искусственный интеллект, автоматизация, маркетинг и т. п. меняют характер работы.

Им нужно стать не просто менеджерами, а тренерами. Это нелёгкая работа. Но она может быть легче, если увидеть в HR-функции два типа задач.

Hard things (от англ. «тяжелые, сложные проблемы») – это текущие задачи, направленные на поддержание деятельности: отбор и наём людей, публикация вакансий, создание карьерных порталов, начисление зарплаты и т. д. Такие задачи, как управление льготами, введение в должность, выходные интервью и взаимодействие между работниками, очень сложны. Но люди склонны расстраиваться каждый раз, если они не добиваются успеха в решении этих задач.

Soft things (от англ. «мягкие проблемы») – это задачи, ориентированные на людей: обеспечить управление эффективностью, обучить новых менеджеров эффективной работе, создавать кадровый резерв, укреплять культуру, повышать вовлечённость, анализировать процессы текучести и производительности и т. д.

Два типа задач в HR | Yva.ai

Джош Берсин, аналитик и лидер мнений в управлении талантами и персоналом, рассказывает, что два года изучал более 1000 организаций, почти 100 талантливых специалистов и практиков управления персоналом. Его команда анализировала множество данных о том, как HR-служба влияет на рентабельность, рост выручки и другие финансовые показатели. И вот в чём секрет ведущих организаций.

Эффективные HR-команды приобретают совершенно новые черты. Они всё ещё хорошо выполняют hard things, но используют автоматизацию и оптимизацию этих рутинных, но важных задач. Таким образом, они высвобождают время, чтобы сосредоточиться на проектах, культуре, ценностных ориентирах, лидерстве и эффективности. А это всё относится к типу задач soft things, ориентированных на людей 6 .

На чём HR-у сделать акцент в своей работе, чтобы, с одной стороны, оставаться актуальным в профессии и более востребованным на рынке как специалисту по работе с сотрудниками. А с другой, приносить больше ценности любой организации?

Теория инвестиций в человеческий капитал

Теория инвестиций в человеческий капитал

Развитие ведущих стран мира привело к формированию новой экономики — экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем и новейших технологий. Основа новой экономики — человеческий капитал, который является главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Человеческий капитал становится основным драйвером развития и роста. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает важнейшим фактором национальной безопасности. Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреплению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и независимого пути ее развития.

Цель данной работы — прояснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России.

В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, познакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Объектом исследования является человеческий капитал и его влияние на экономическое развитие.

Теория человеческого капитала и сформированная на ее основе экономической и социальной политики становятся зоной соприкосновения и взаимодействия интересов государства, предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций.

Что такое Россия в современном мире? Наконец, как изменился наш человеческий капитал за это время. Из чего состоит человеческий капитал, как создать для него необходимые условия и как его приумножить? Именно этим вопросам и будет посвящена данная работа.

В основном формирование современной теории человеческого капитала и его обособление как самостоятельного течения мировой экономической мысли произошло в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в его современном виде стало возможным благодаря работам Т. Шульца и Г. Беккера. Известные американские и английские экономисты Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вейзи также стояли у истоков формирования и развития теории человеческого капитала в ее современном виде. Позже С. Дейзи, Дж. Кендрик, Б. Кикер, Р. Лейард, Ф. Махлуп, Г. Псахаропулос внесли значительный вклад в развитие этой концепции.

Содержание концепции человеческого капитала

В современной инновационной экономике особое место занимают творческие способности человека, его интеллектуальные возможности, смекалка, умение находить нестандартные решения сложных проблем. Прежде всего, обширные знания, отлаженная информационная система и творческое взаимодействие новаторов необходимы для решения экономических, художественных, научных, технических и социальных проблем. То есть человеческие способности — это главный капитал в любой деятельности. С помощью своих навыков человек активирует различные механизмы, в том числе рыночный.

Изучение человеческого капитала началось в 19 веке. С тех пор изучение этой категории является перспективным направлением развития экономической науки. Первооткрыватели человеческого капитала как целостного понятия Т. Шульц и Г. Беккер сосредоточили внимание на инвестициях в человеческий капитал и оценке их эффективности. Это понятно, поскольку вложение средств просто превращает ресурс в капитал, превращает простой товар в товарный.

Л. Туроу, который суммировал первые исследования человеческого капитала в качестве исходной концепции, дает следующую интерпретацию: «Человеческий капитал людей — это их способность производить товары и услуги». Однако человеческий капитал нельзя анализировать так же, как физический капитал.

Ф. Махлуп предлагает разделить способности на 2 типа: основные и продвинутые. «. Неусовершенствованный труд, — пишет он, — нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». Позже западные ученые изучили структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определили последовательность и окупаемость вложений в человеческий капитал.

В России такие имена, как М. Крецкий, Л.Г. Симкина, Л. Абалкина, В. Костюк, С. Климов, А. Добрынин и С.А.Дятлов. M.M. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, решающая роль науки и образования в современном производстве превращает материальный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала. Во-вторых, единственная законная и публично признанная монополия — это монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, был отказ интерпретировать собственность только как имущественные отношения и распространение прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы. Л.Г. Симкина считала исторически закономерными формы обогащения жизни как в потреблении, так и в производстве.

Группа ученых во главе с Абалкиным, исследуя проблему стратегического развития России в XXI веке, рассматривает человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морального, психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, дающей возможность получать доход.

Исходя из этого, социально-экономический прогресс определяется, прежде всего, новыми знаниями, полученными научными сотрудниками и в дальнейшем осваиваемыми в процессе обучения и профессиональной подготовки и переподготовки рабочих. Основные сферы деятельности, формирующие человеческий капитал, — это научно-образовательный комплекс, система здравоохранения, сферы, непосредственно формирующие условия жизни и быта.

В.Н. Костюк, изучая социально-экономические процессы и развивая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, которая позволяет ему успешно действовать в условиях неопределенности. В человеческий капитал исследователи включают две составляющие: рациональную и интуитивную. Их взаимодействие позволяет собственнику человеческого капитала добиваться успеха там, где одной только высокой квалификации и профессионализма недостаточно. Дополнительные усилия — это талант, требующий большего вознаграждения. Исходя из этого, в условиях конкуренции побеждает тот, кто более успешно использует собственный ресурс, то есть капитал.

С.М. Климов, анализируя интеллектуальные ресурсы организации, определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, которые позволяют их носителю получать доход. Это качество связывает человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующего в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека за счет целевых вложений в его развитие.

Социально-экономическую форму человеческого капитала и ее качественную определенность характеризует А.Н. Добрынин и С.А.Дятловов.

Человеческий капитал включает в себя запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

  • перетекание, совокупный запас способностей человека по фазам жизни;
  • целесообразность использования запаса способностей, приводящего к повышению производительности труда;
  • повышение производительности труда закономерно приводит к увеличению заработка работника;
  • увеличение дохода мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, накапливать его кумулятивно.

На основании исследований ученых можно дать следующее определение человеческого капитала, раскрывающее его полную сущность. Человеческий капитал — это определенный запас здоровья, знаний, умений, мотиваций, навыков, сформированный в результате вложений и накопленный человеком, который целесообразно использовать в трудовом процессе, способствуя росту его производительности, а также увеличивая заработок работника, доход предприятий и государства.

Типы человеческого капитала

Существуют различные подходы к определению типов человеческого капитала.

Западные исследователи различают типы человеческого капитала по типу инвестиций:

  • школьное образование;
  • на рабочих курсах;
  • укрепление здоровья;
  • растущий объем информации по экономике.

Все эти виды деятельности направлены на формирование определенных групп человеческих способностей, которые могут быть капитализированы и использованы в качестве человеческого капитала.

M.M. Критский выделяет три основных типа человеческого капитала:

  • «производственный (T),
  • потребительский (P),
  • интеллектуальный (S) капитал».

Также существует подход к определению типов человеческого капитала, основанный на выделении групп способностей, необходимых для активной жизни человека:

Капитал здоровья

Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала. Вложения в здоровье выражаются в сохранении трудоспособности за счет снижения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Уровень здоровья человека определяется не только генетическими данными, но и во многом зависит от качества медицинских услуг, которые оказываются человеку на протяжении всей его жизни. Инвестиции в здоровье обеспечивают здоровую текучесть кадров на производстве. Снижение уровня здоровья, заболеваемость, инвалидность — все это приводит к ограничению трудоспособности и даже к полной инвалидности. Конечно, чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения страны, тем самым повышается отдача от вложений в здравоохранение. Хорошее общественное здоровье — это результат хорошо разработанной долгосрочной программы развития здравоохранения. Расходы на здравоохранение — это выгодное вложение с долгосрочным и постоянно растущим доходом.

Трудовой капитал

На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от используемой технологии. Чем выше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу. Совершенствование технологий или переход на новые требует инвестиций в развитие навыков и переподготовку. Инвестиции в поддержание и повышение квалификации имеют прямую отдачу как для работника, так и для предприятия. Трудовой капитал формируется на протяжении всей жизни за счет накопления опыта, рабочих навыков, опыта и, самое главное, образования. Образование — главный способ воспроизводить квалифицированных рабочих. В современном мире люди с более высоким уровнем образования получают более прибыльную и высокооплачиваемую работу. Эта тенденция зависимости образования и человеческого дохода одинакова во всех странах. Это говорит о том, что в настоящее время не только выгодно получать образование, но и выгодно вкладывать в него деньги, так как образование, помимо всего прочего, напрямую влияет на производительность труда и эффективность производства в целом. В любом современном обществе образованию уделяется особое внимание. При инвестировании в образование необходимо помнить, что эти вложения во много раз эффективнее вложений в любой другой фактор производства.

Интеллектуальный капитал

Интеллектуальная, творческая деятельность до сих пор остается уникальным атрибутом человеческого ума, смекалки, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности запатентован и охраняется авторским правом как исключительная собственность автора, который вправе определять направления и формы его хозяйственного использования. Объекты интеллектуальной собственности участвуют в хозяйственном обороте как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы компании и владельцев этих активов. Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел актуальность относительно недавно. Инвестиции в интеллектуальный капитал получают все большее распространение благодаря их высокой эффективности. Эта сфера в настоящее время активно развивается и является очень перспективной и высокодоходной отраслью экономической деятельности.

Источники инвестиций

Источниками инвестиций в человеческий капитал являются государство, отдельные фирмы, домохозяйства, негосударственные общественные фонды и организации, международные фонды и организации.

Государство играет важную роль в инвестировании в эту сферу. Инвестирование осуществляется с использованием принудительных и стимулирующих мер. К принудительным мерам относятся обязательное среднее образование для всех, принудительные лечебно-профилактические мероприятия и другие. Но главное место, конечно же, меры стимулирования. У государства есть два эффективных способа, которые используются для изменения объема частных инвестиций в человека, автоматически осуществляемых через рынок: оно может повлиять на доход тех, кто это делает, а также оно способно регулировать стоимость приобретения человеческого капитала.

Отдельные компании играют важную роль в создании человеческого капитала. Часто они являются наиболее эффективными производителями этого капитала, потому что они знают условия, при которых обучение может быть предоставлено для удовлетворения текущих потребностей, а также имеют информацию о наиболее перспективных областях для инвестиций в образование и обучение. Однако фирмы инвестируют до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как развитие персонала; оплата больничного листа; затраты на охрану труда; добровольное медицинское страхование, оплачиваемое компанией; оплата медицинских и других социальных услуг для сотрудника компании; благотворительная помощь социальным учреждениям и многое другое.

Собственные инвестиционные ресурсы компании — это нераспределенная прибыль и амортизация. При расширенном воспроизводстве прибыль, как известно, делится на две части — накопление и доход, используемый для личного потребления и других целей. Вкладывая деньги в тот или иной объект, собственники компании отказываются от текущего потребления в пользу будущего роста доходов. Решение о целесообразности инвестирования в человеческий капитал принимается на основании серьезных расчетов и прогнозов увеличения прибыльности компании.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все компоненты человеческого капитала приобретаются и увеличиваются за счет инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с момента его рождения, а в результате решения завести детей. С одной стороны, дети для родителей являются источником удовлетворения потребности в семье, но с другой стороны, воспитание детей — это источник значительных затрат, как явных, так и скрытых (в первую очередь, времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье — основа для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала личности. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей являются не только основой их собственного развития, но и служат основой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

Осуществляемые им вложения в человека очень разнообразны, так как связаны с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о собственном здоровье и связанных с ним расходах увеличивает возможности человека на рынке труда. Решение человека получить (или улучшить) образование можно рассматривать как инвестиционное решение, и, как и любое инвестиционное решение, оно определяется путем сравнения затрат и ожидаемых выгод от инвестиций.

Затраты могут быть разовыми или множественными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается в ожидаемой разнице в потоке доходов человека, в зависимости от того, получил он это образование или нет. Конечно, не только прямые затраты (плата за обучение, учебная литература и т. д.), но и альтернативные издержки — упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности имеют большое значение для решение о получении высшего образования.

Инвестиционная политика международных организаций также важна для России. Доля иностранных инвестиций в человеческий капитал очень мала, но тенденции к ее увеличению все же сохраняются.

Инвестиции в науку и образование

Наиболее изученная область инвестиций в человеческий капитал — это инвестиции в образование. В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за свой труд (заработную плату и льготы). Эта закономерность объясняется тем, что обучение повышает продуктивность сотрудника, дает ему особые навыки, знания и привычки (к добросовестному труду, дисциплине и организованности), которые полезны в работе. Также более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника необходимым для работодателя.

Поддержка и развитие системы образования — одна из главных задач государства. Как правило, всем гражданам предоставляется возможность получить бесплатное среднее образование; молодые люди имеют возможность бесплатно учиться в высших учебных заведениях (государственных).

Государство обеспечивает выделение бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности в действующих бюджетных программах и программах бюджетного развития. Например, в 2011 году объем средств федерального бюджета по разделу «Образование» составил 495,8 млрд рублей, что на 28% больше, чем в 2010 году, и на 50% больше, чем в докризисном 2008 году. По сравнению с 2010 годом расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование увеличится на 15%, а расходы на прикладные исследования в образовании увеличатся вдвое. Однако проект закона о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014-2015 годов предполагает сокращение расходов по некоторым направлениям, в том числе в сфере образования.

Расходы на образование, согласно законопроекту, должны быть сокращены с 605,7 миллиарда рублей в 2013 г. до 547,7 млрд руб. в 2014 году. В 2015 году расходы на образование вырастут до 572,6 млрд рублей, но все же ниже уровня 2013 года.

Что касается частных инвестиций в образование, то известна следующая информация. Опрос 10,5 тысяч родителей с детьми в возрасте от 13 до 20 лет на предмет их готовности платить за высшее образование своих детей показал, что почти 60% семей считают получение диплома для ребенка одной из основных финансовых задач. Родители готовы на серьезные материальные затраты, чтобы получить детям диплом вуза. Интересно, что среди родителей с высшим образованием процент детей, готовых платить за образование, выше (70,2%), чем среди родителей, окончивших только школу (49,3%). Самое дорогое на платных отделениях — обучение в медицинских вузах. Стоимость данной услуги составляет в среднем чуть более 100 000 рублей в год. Намного ниже цены в технических вузах, где средний год обучения стоит 51 500 рублей. Стоимость обучения контрактников в классических государственных вузах составляет около 70 тысяч рублей в год. Фактически, тот факт, что родители готовы тратить изрядные деньги на обучение своих детей, является отличным показателем понимания и ценности человеческого капитала.

В ходе Международного симпозиума «Инвестиции в образование — вклад в будущее», прошедшего в Москве в 2010 году, отмечалось, что ранее наука была сосредоточена в НИИ (НИИ) и в институтах Академий наук. Сейчас большие деньги вкладываются в развитие науки в университетах. И есть три направления такой работы: создание инновационной инфраструктуры, привлечение ведущих ученых, уехавших за границу, и сотрудничество с наукоемкими отраслями бизнеса. Около 80% выпускников школ становятся студентами вузов в России, поэтому инвестиции в эту область чрезвычайно важны.

За последние годы разработаны и приняты стратегические документы, связанные с наукой и инновационным развитием, реализуется ряд конкретных программ по развитию системы высшего образования, привлечению молодежи к науке, продвижению инноваций. Значительно возросла экспертная функция ученых. Разрабатываются различные среднесрочные и долгосрочные стратегические документы федерального, регионального и отраслевого уровней, что в принципе невозможно без широкого привлечения научных подходов и исследований. Ученые и изобретатели, в том числе молодые, стали гораздо чаще выступать героями медийных материалов. Увеличилось количество научно-популярных программ и интернет-ресурсов.

Теория инвестиций в человеческий капитал

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (КДР), поставлена ​​задача: «обеспечение научно-технического лидерства России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность», и обсуждается необходимость «повышения эффективности сектора генерации знаний (фундаментальная и прикладная наука)».

Одним из первых указов Президента России Владимира Путина после его инаугурации стал Указ № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», кроме того, рассматриваются вопросы науки, инноваций, образования. Часто упоминается и в других Указах Президента России. Они устанавливают следующие показатели в области науки и высшего образования, которые должны быть достигнуты в результате реализации государственной политики в области образования и науки:

  • вхождение к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих университетов мира по мировому рейтингу университетов;
  • увеличить к 2018 году общий объем финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей;
  • увеличить к 2015 году внутренние расходы на исследования и разработки до 1,77 процента от валового внутреннего продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в расходах до 11,4 процента;
  • к 2015 году увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, до 2,44 процента.

Эти показатели создают основу для построения стратегии и тактики повышения эффективности научно-образовательной сферы и определяют выбор адекватных инструментов ее развития.

Инвестиции в послевузовское образование

При характеристике инвестиций в будущее предприятия на первый план выходят инвестиции в человеческий капитал. Поскольку мир не стоит на месте, профессиональные знания устаревают, в зависимости от профессии, на срок от 3 до 10 лет. Чтобы обеспечить бесперебойное функционирование современной экономики, процесс обучения должен быть непрерывным.

Главный ресурс любой фирмы — это оборотные средства — это люди. Деньги важны, но люди, которые работают в организации, гораздо важнее.

Чтобы смотреть на людей прагматично, вы должны рассматривать их как вложение. Их приобретение и хранение стоит денег, и они должны покрыть эти затраты; их ценность растет по мере того, как они становятся более эффективными на своей должности и могут брать на себя больше ответственности. Как правило, чем выше образование человека, тем больше он получает зарплату, тем шире его возможности получить престижную работу, тем лучше он адаптируется к изменениям, вызванным научно-технической революцией.

Вложение в обучение персонала, в его обучение, в повышение эффективности их работы может быть наиболее эффективным вложением средств, ведь обученный и обученный персонал сможет давать прибыль, во много раз превышающую затраты на его обучение и обучение. Инвестиции в послевузовское образование играют положительную роль и для государства, оно оказывается совладельцем полученного образовательного капитала, впоследствии получая на этой основе значительные проценты в виде прямых и косвенных налогов на доходы специалиста. Таким образом, инвестирование в послевузовское образование выгодно всем хозяйствующим субъектам.

Инвестиции в здравоохранение

Здоровье в повседневной жизни — важнейшая ценность. Здоровье, сила, выносливость, работоспособность — необходимые качества человека для выполнения любой работы. Так как каждый месяц и год необходимо работать по 7-8 часов в день, то запас сил и энергии должен быть достаточным и ежедневно воспроизводиться посредством нормального питания, отдыха, информационной поддержки. Задачей медицинской науки и практики является понимание процессов, происходящих в организме человека с целью сохранения и укрепления его здоровья, а также разработка и практическое применение методов (приемов) диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Это тоже интересно каждому. Работодатели также обращают внимание на состояние здоровья, особенно в тех профессиях и профессиях, к которым предъявляются повышенные требования. Летчик и космонавт, оператор атомной электростанции, водитель автобуса и водитель грузовика — эти и другие миллионы профессий предъявляют к работнику жесткие требования по состоянию физической силы и психологической устойчивости.

Заболеваемость отрицательно сказывается на качестве работы и даже приводит к инвалидности. Поэтому очень важно поддерживать здоровье населения для полноценного развития экономики. Капитал здоровья — это вложение в человека с целью формирования, поддержания и улучшения его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья — это опорная структура, основа человеческого капитала в целом. Инвестиции в здоровье, его защиту, способствуя снижению заболеваемости и смертности, продлевают трудовую жизнь человека, а значит, время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека — это его природный капитал, часть которого передается по наследству. Другая часть приобретается в результате затрат личности и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции в здравоохранение могут замедлить этот процесс.

Помимо сугубо социальных проблем, здравоохранение решает и экономические проблемы, связанные с повышением качества жизни людей, темпами роста экономики, способствует формированию трудового потенциала общества. Следовательно, финансирование здравоохранения, то есть инвестиции в капитал здоровья, следует рассматривать как необходимый элемент репродуктивного процесса, как особую форму капитальных вложений.

Анализ практики организации финансирования здравоохранения показывает, что, как правило, в формировании инвестиций в капитал здоровья участвуют:

  1. Личные расходы граждан, которые заинтересованы в своем здоровье как необходимом условии благополучия:
  2. Покупка медикаментов;
  3. Расходы на диагностику и обследование;
  4. Медицинские затраты;
  5. Потерянный доход из-за болезни.

Предприятия (фирмы), заинтересованные в здоровом персонале как ведущем факторе производства:

  1. Затраты на технику безопасности;
  2. Санитарно-экологические мероприятия (душевые, очистка воздуха);
  3. Медсанчасть (лечение профессиональных заболеваний);
  4. Финансирование развлекательных мероприятий (дополнительный отдых, путевки).

Мировой опыт доказывает, что вложения в человеческий капитал являются не только объективной необходимостью, но и имеют высокую степень доходности, а также влияют на экономический рост. Американские ученые подсчитали, что смерть человека в возрасте до 16 лет является чистым вредом для общества; человек, проживший до 40 лет, приносит обществу прибыль, а человек, проживший до 65 лет — двойную прибыль.

Страхование — один из основных способов снижения потерь от рискованных ситуаций людьми и различными предприятиями. Основная цель медицинского страхования — гарантировать гражданам в случае наступления страхового случая получение медицинской помощи из накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) оплачивает 11% всех расходов на поддержание здоровья и производственного капитала. На каждом предприятии, фирме от заработной платы каждого сотрудника в ФОМС удерживается 3%.

Государство также заинтересовано в укреплении здоровья граждан как важном условии развития общества. В системе здравоохранения Российской Федерации около 45% затрат покрывается за счет бюджетного финансирования, из которых 40% приходится на федеральный бюджет и более 60% — на бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Часть расходов на здравоохранение финансируется за счет средств, полученных от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, минимальный объем средств, выделяемых на здравоохранение, в современных условиях должен составлять не менее 6% от валового внутреннего продукта. В последние годы на развитие отечественного здравоохранения направляется 2–3% валового внутреннего продукта, то есть намного меньше. Потребность учреждений здравоохранения в современных видах медицинского оборудования покрывается на 50-55%, а в ряде позиций медицинского оборудования и инструментов — только на 20-22%.

Низкая капиталоемкость медицинских работников не позволяет своевременно диагностировать и лечить заболевания, переносить пик смертности на более старшие возрасты, а это приводит к значительным экономическим потерям. Неоправданная экономия на финансировании мероприятий по охране здоровья населения приводит к снижению валового внутреннего продукта и прямому ущербу для общества в целом.

В 2011 году затраты на реализацию программы государственных гарантий оказания медицинской помощи составили почти 1 596 млрд рублей, что составляет 2,9 процента ВВП России. Около четверти этих средств было выделено из федерального бюджета Российской Федерации, 35 процентов — из региональных бюджетов, почти 40 процентов — по системе обязательного медицинского страхования.

В 2012 году на здравоохранение пришлось 3,5% расходов федерального бюджета или 554 млрд рублей. Доля государственных расходов на здравоохранение в 2013 году остается на уровне 2011-2012 годов — 3,5 процента. В дальнейшем в 2013-2015 гг. Планируется снизить долю здравоохранения в ВВП. Таким образом, в 2015 году эта доля сократится до 2,7% и составит 383 млрд рублей. Расходы по разделу «Физическая культура и спорт» в ближайшие три года также снизятся с 42,3 млрд рублей до 30,4 млрд рублей, доля этого раздела в федеральном бюджете снизится с 0,3% до 0,2%.

До 2020 года Россия планирует потратить 27 трлн рублей на финансирование программы развития здравоохранения. Среди приоритетов государственной программы «Развитие здравоохранения» — профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни и санаторно-курортное лечение граждан; охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации, внедрение инновационных методов диагностики и лечения, улучшение оказания специализированной и высокотехнологичной помощи, а также решение проблемы кадрового дефицита в сфере здравоохранения. Реализация программы должна проходить в два этапа — с 2013 по 2015 год и с 2016 по 2020 год.

Планируется, что в результате реализации программы к 2020 году средняя продолжительность жизни увеличится до 76,1 года, а уровень смертности снизится. В частности, смертность от болезней системы кровообращения (до 508,7 случая на 100 тыс. человек), от онкологии (до 178,2 на 100 тыс. человек), от туберкулеза (до 8,7 на 100 тыс. человек), от дорожно-транспортных происшествий. несчастные случаи (до 7,6 на 100 тыс. человек), а также младенческая смертность (до 5,61 на 1000 родившихся). Предполагается, что через семь лет россияне будут потреблять меньше алкоголя (не более 6,9 литров на душу населения) и курить (табак будут употреблять только 16 процентов взрослого населения страны).

Таким образом, можно сказать, что инвестирование в сферу здравоохранения является неотъемлемой частью, поскольку обеспечивает поддержание здоровья населения, в нем сохраняется количество трудовых ресурсов, увеличивается трудовой потенциал страны. В результате растет ВВП, что обеспечивает улучшение состояния экономики в целом.

Оценка эффективности инвестиций в человека

При оценке эффективности вложений в человеческий капитал используются те же инструменты, что и в целом для оценки отдачи от реальных вложений:

  • чистая приведенная стоимость (NPV);
  • внутренняя норма доходности (IRR);
  • коэффициент возврата человеческого капитала (ROR).

Чистая приведенная стоимость (NPV) рассчитывается как сумма всех дисконтированных денежных потоков, полученных от использования человеческого капитала, по сравнению с инвестиционными затратами. Его значение должно быть положительным; чем выше значение NPV, тем выше эффективность инвестиций в человеческий капитал. Инвестиции в образование допускаются только в том случае, если чистая приведенная стоимость превышает ноль, т.е. NPV должна быть положительной.

При принятии решения об инвестировании в образование необходимо сравнить затраты и выгоды. Если общий заработок превышает затраты, обучение приносит прибыль.Другой метод сравнения затрат и выгод от инвестирования в образование, который предлагают теоретики человеческого капитала, — это расчет внутренней нормы прибыли (IRR). Известно, что IRR — это ставка дисконтирования, при которой NPV становится равной нулю.

Если внутренняя норма прибыли превышает рыночную процентную ставку, то образование выгодно. Надо ли вкладывать в IRR?

Сложность расчета IRR связана с тем, что сложно качественно определить такие факторы, как удовлетворенность работой, безопасность на рабочем месте, неденежные выгоды для человека в целом. Затраты на формирование и улучшение человеческого капитала в разные периоды очень разнородны, что влияет на его качество и отдачу, и в самой теории они исходят из однородности этих затрат. Дж. Минцер, например, показал, что доходность в виде заработка достигает пика, когда человек проработал 33,75 года, а затем начинает снижаться. Как правило, на основе использования NPV и IRR делается ряд выводов:

  • Чем дольше ожидаемая продолжительность трудовой жизни, тем больше вероятность того, что чистая приведенная стоимость инвестиций в человеческий капитал будет положительной. Этим объясняется участие молодежи в различных программах обучения.
  • Чем ниже затраты (прямые и косвенные), тем выше будет NPV.
  • Чем больше разница в оплате труда работников, получивших образование на разных уровнях, тем больше людей будет вкладывать в образование.

Норма прибыли на человеческий капитал (ROR) рассчитывается как отношение общего денежного потока к инвестиционным затратам. Специалисты в данной области выявляют ряд проблем при оценке ROR. В частности, М. Блауг считает, что неправильно рассматривать все расходы на образование как инвестиции. Он утверждает, что обучение «включает в себя как потребительские, так и инвестиционные аспекты», и, поскольку потребление не учитывается, ROR будет заниженным. Расчеты ROR также могут быть некорректными из-за того, что модель не учитывает неденежные компоненты. Значение ROR может быть завышено из-за того, что очень сложно выделить элементы роста заработной платы, не связанные с образованием. Величина ROR будет завышена, даже если не принимать во внимание возросшие естественные способности человека, которые позволяют ему лучше, эффективнее и прибыльнее ориентироваться на рынке труда. В связи с этим возникает проблема определения единицы измерения объема капитала. Инвестиции в образование обычно рассматриваются с точки зрения количества лет обучения. По мнению экспертов, этот показатель неадекватен, потому что есть колебания качества образования, которые не отражаются при измерении объема человеческого капитала и его эффективности. Религиозный фактор, а также мораль, карьеризм и тщеславие являются важными факторами, влияющими на отдачу от человеческого капитала, которые еще не получили должной оценки в исследованиях. Некоторые авторы при оценке эффективности человеческого капитала выделяют:

  • индивидуальную;
  • общественную;

нормы прибыли на инвестиции в человеческий капитал. Если индивидуальная норма прибыли предполагает эффективность вложений в объеме и качестве человеческого капитала для его носителя, то социальная ставка действует для всего общества. Государство несет различные виды расходов на систему образования, здравоохранение, рынок труда, регулирование отношений между работодателями и работниками. В свою очередь эффект таких вложений выражается в снижении уровня безработицы, повышении заработной платы, увеличении налоговых поступлений, снижении преступности, в формировании более благоприятных и комфортных условий для подрастающего поколения и, соответственно, более высокое качество человеческого капитала.

Используя такой показатель, как социальная норма рентабельности человеческого капитала, экономисты обосновывают необходимость создания государственных фондов, увеличения государственных расходов на образование, здравоохранение и мобильность рабочей силы. Так, К. МакКоннелл и С. Брю утверждают, что размер государственных субсидий на систему образования должен определяться на основе размера социального пособия.

Другой исследователь этой проблемы М. Блауг пришел к выводу, что государство должно увеличивать инвестиции в человеческий капитал, когда социальная норма прибыли превышает индивидуальную. В Соединенных Штатах социальная ставка доходности рассчитывается с 1939 года, а индивидуальная ставка — с 1970 года. Он также выступил с идеей ввести образовательные ваучеры для семей с низкими доходами.

В результате исследований по сравнительному анализу социальных и индивидуальных норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал были выявлены следующие закономерности:

  • социальная доходность всегда ниже индивидуальной;
  • социальная и индивидуальная отдача от начального образования выше, чем от среднего и высшего образования;
  • доходность инвестиций в образование в развивающихся странах выше, чем в развитых странах.

Результаты инвестирования

Исследования международных и российских аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия стремительно теряет свой человеческий капитал. Этому способствуют миграционные и демографические процессы, снижение уровня и качества образования, культуры и здравоохранения, а также низкие темпы модернизации производства. В качестве общего негативного фактора отмечены потеря у населения стратегических целей, депрессивный психологический фон и повышенные стрессовые нагрузки. Согласно демографическим прогнозам, население России к 2050г. уменьшится на 40 млн человек. По данным Центра миграционных исследований, к 2020г. трудоспособное население России уменьшится на 18-19 млн. человек. Такая демографическая ситуация вызвана, прежде всего, уменьшением совокупного капитала здоровья нации.

Уменьшение численности населения не позволяет формировать квалифицированные трудовые ресурсы, необходимые для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.

Состояние рынков труда, особенно региональных, плачевное. Все специалисты фиксируют нехватку качественных кадров. Причем это касается не только высшего руководства, но и среднего менеджмента и работников. Многие компании жалуются, что не могут наращивать производство из-за отсутствия качественной рабочей силы.

По качеству человеческого капитала Россия четверть века назад занимала 23-е место в мире, а сегодня — 66-е. Ухудшение таких составляющих человеческого капитала, как здоровье, сокращение продолжительности жизни и низкий уровень образования, существенно снижает эффективность человеческого капитала в России. Это, в свою очередь, требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение формирования и использования человеческого капитала.

Стратегия развития России на период до 2025 года определяет восстановление человеческого капитала как одну из основных целей реформ. Объем человеческого капитала в России в 2010 году составляет 600 трлн рублей. Его доля в национальном богатстве растет более быстрыми темпами, а это значит, что инвестиции в человеческий капитал должны быть приоритетом. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает важнейшим фактором национальной безопасности. Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низкой рождаемостью, не обеспечивающей простого воспроизводства населения, высокой смертностью, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и создает определенные условия, угроза национальной безопасности страны.

Журнал «Эксперт» провел круглый стол с участием Д. Медведева на тему «Человеческий капитал в стратегии национального развития». По словам Медведева, к проблеме человеческого капитала его привела работа с нацпроектами. Опыт реализации национальных проектов показал, что привычная «дорогостоящая» политика в социальной сфере зашла в тупик. Социальные отрасли следует рассматривать как нормальные отрасли. А это означает переход от понятия «персонал» к понятию «человеческий капитал», что подразумевает необходимость разработки механизма роста этого капитала.

По итогам круглого стола были сделаны следующие выводы:

  • рост человеческого капитала в стране должен быть целью и программой действий правительства;
  • необходимо использовать современные методы для изучения реального состояния человеческого потенциала (здоровья, жизненного тонуса, обучения);
  • существует необходимость регионального мониторинга состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики;
  • необходимы исследования для реформирования социальных секторов. В этой области необходимо пересмотреть методику школьного и профессионального образования, усилить мотивацию людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние.

По мнению большинства российских исследователей, долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России также должна быть реализована в соответствии со следующими концептуальными принципами:

  1. Признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала;
  2. Комплексное решение проблем формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;
  3. Опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими положительную динамику экономического роста;

Таким образом, проблема качества человеческого капитала является важнейшей проблемой в области социально-экономического развития страны:

  • Наука и образование.
  • Профессиональная подготовка и переподготовка кадров.
  • Здравоохранение.
  • Качество и условия проживания.

Вывод:

Подводя итоги, следует отметить, что значение человеческого капитала возрастает с каждым годом. Инвестиции в эту сферу — перспективный вид деятельности. Принципиально важным вопросом в текущей ситуации является эффективность использования человеческого капитала в стране. Поэтому отечественным специалистам необходимо изучить все аспекты этого вопроса.

Можно с уверенностью сказать, что идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное влияние на экономическую политику государства, изменилось отношение общества к инвестированию в человека. В расходах на персонал мы научились видеть вложения, которые обеспечивают производственный и долгосрочный эффект в природе. Это послужило теоретической основой для ускоренного развития системы образования и обучения во многих странах, в том числе в России.

Благодаря эффективным инвестициям формируется человеческий капитал, и в этом он похож на физический капитал. Вложения оправданы, если они имеют достаточно высокий уровень окупаемости и прибыльности, их основные виды — специальная подготовка, физическое состояние человека, эмоциональное поведение сотрудников. В формировании человеческого капитала участвуют различные факторы, которые не следует упускать из виду при расчете нормы прибыли на инвестиции.

Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает важнейшим фактором национальной безопасности. Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан Российской Федерации объявлено целью реализации приоритетных национальных проектов.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник https://www.yva.ai/ru/blog/human-capital

Источник https://natalibrilenova.ru/teoriya-investitsij-v-chelovecheskij-kapital-/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *